Лекция 9. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• что такое ощущение и восприятие;

• виды и свойства внимания;

уметь

• анализировать стереотипы восприятия;

владеть

• навыками классификаций эмоций.

Феномен чувственного познания

Чувственное познание – это познание, осознание истинно предметного (принадлежащего как внешнему, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью "внутреннего" чувства. Чувственное познание реализуется через ряд функций.

Ощущение – простейший психический, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Классификация ощущений основывается на свойствах раздражителей, вызывающих ощущения, и свойствах рецепторов, на которые действуют раздражители. На основании пяти основных органов чувств выделяют пять видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Ощущения имеют как специфические, так и общие свойства. К общим относятся качество ощущения, интенсивность ощущения, продолжительность ощущения и пространственная локализация. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности данного анализатора. Верхним порогом чувствительности анализатора называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Ощущения связаны с процессами восприятия.

Восприятие – это процесс отображения в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет во всей совокупности его свойств. Важнейшие свойства восприятия – предметность, константность, структурность, целостность и осмысленность. Предметность выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к внешнему же миру (явление объективации). Константность восприятия – это способность перцептивной системы воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и пр., несмотря на то, что окружающие объекты в разные моменты времени поворачиваются к воспринимающему их человеку разными сторонами. Целостность обеспечивает человеку восприятие целостного образа предмета, а не совокупности различных ощущений. С целостностью связана структурность, человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Осмысленность восприятия связана с тем, что человек сознательно воспринимает предмет, т.е. мысленно называет его, а значит, относит воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов. Свойства восприятия подробно исследовались гештальтпсихологией. Восприятие, в отличие от ощущения, является активным процессом, оно зависит не только от свойств объекта, воздействующего на органы чувств, но и от особенностей субъекта. Восприятие зависит от прошлого опыта человека, от его установок, эмоций, убеждений. Физиологической основой восприятия, согласно Павлову, является система внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Восприятие ассоциацией зрительных, кинестетических и других ощущений объяснял И. М. Сеченов. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. Двигательные ощущения в разной степени участвуют во всех видах восприятия. По другой классификации восприятий – по лежащей в их основе форме существования материи: пространства, времени, движения, – выделяются восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Также следует различать адекватное восприятие реальности и иллюзии (неадекватное восприятие). Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Н. А. Бернштейн полагал, что отображение внешнего пространства обеспечивается механизмами нервной системы и существует несколько уровней такого отображения. На начальных уровнях структура психического пространства является жестко связанной с системой координат собственного тела, она воспроизводит преимущественно положение и направленность тела в поле тяготения. На следующем уровне (уровне пространственного поля) психическое пространство выходит за пределы координат собственного тела и воспроизводит характеристики объективированного физического пространства. Это уровень отображения трехмерности объектов внешнего мира. На самых высших уровнях иерархии психических программ доминирующей становится их топологическая, а не метрическая структура. Большое значение исследователи придают восприятию третьего измерения (восприятию глубины). По мнению П. В. Зинченко, важнейшим компонентом любого восприятия являются моторные процессы; восприятие можно рассматривать как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия.

Внимание – это направленность и сосредоточенность субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте – внутреннем образе, внешнем предмете, рассуждении и т.п. Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Под направленностью внимания понимают выделение из окружения значимых для субъекта предметов, явлений или выбор определенного вида психической активности; также в понятие направленности входит сохранение избранного вида активности на определенный промежуток времени. Под сосредоточенностью подразумевается углубленность в деятельность, связанную с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны друг с другом. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточенность – с углубленностью в занятие. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Η. Н. Ланге, французским психологом Т. Рибо и рядом других исследователей. Физиологической основой внимания служит ориентировочная реакция. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Существует четыре основных группы причин, вызывающих непроизвольное внимание. Первая – интенсивный внешний раздражитель (громкий крик, яркий свет). Вторая группа – соответствие внешних причин внутреннему состоянию человека (внимание голодного человека привлечет запах пищи и даже разговор о еде). Третья группа причин связана с общей направленностью личности, внимание человека привлекает то, что входит в сферу его интересов. К четвертой группе причин относят чувства, которые вызывает в человеке соответствующий раздражитель (наше внимание привлекает то, что вызывает у нас приятные ощущения).

Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, связано с речью. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания связан с волей человека и был выработан в процессе трудовых усилий. Приняв решение заняться каким-либо видом деятельности, человек может сосредоточиться на нем, направляя свое внимание даже на то, что ему не интересно. Согласно теории Выготского произвольное внимание формируется у ребенка в процессе его общения со взрослым. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а потом и в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Кроме двух рассмотренных основных видов Η. Ф. Добрынин выделил еще и послепроизвольное (постироизвольное) внимание. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек "втягивается" в работу, и его внимание поддерживается ОГЛАВЛЕНИЕм и процессом деятельности.

В современной психологии производятся экспериментальные исследования внимания. К числу основных характеристик последнего, определяемых экспериментально, относятся: 1) избирательность внимания; 2) объем внимания, определяемый количеством "одновременно" отчетливо воспринимаемых объектов; 3) переключаемость внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; 4) концентрация, определяемая степенью сосредоточенности человека на объекте; 5) устойчивость, определяемая длительностью концентрации внимания на объекте.

Эмоция (от фр. emotion – волнение, от лат. emovio – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний. Эмоциональный – относящийся к чувству, продиктованный чувством; у Н. Гартмана – также ведомый стремлением. Эмоциональное мышление – мышление, находящееся под влиянием чувства, настроения.

Под эмоциями подразумевается переживание своего отношения к себе, другим людям, окружающей действительности. Эмоции сообщают о личностной значимости того или иного события и позволяют мобилизовать энергию организма. Русский ученый П. В. Симонов считал, что эмоции возникают у человека в результате дефицита или избытка информации. Различают положительные (интерес, радость, удивление), а также отрицательные (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд) эмоции. Они могут быть различными по длительности и силе (настроение, увлечение, страсть, аффект и др.).