Что понимать под мотивом?

А теперь давайте вернемся к проблеме мотива. Что мы будем понимать под мотивом: то, что побуждает (побудитель), или то, ради чего идет поведение (но оно прямо не побуждает, хотя и участвует в побуждении)? Здесь нам надо договариваться об удобном и эвристичном варианте, ибо разное понимание мотива создает разные следствия при анализе мотивационной сферы и порождения деятельности.

Если принять понимание мотива как побудителя, то тогда надо забыть про мотивационную сферу, про ее направленность и отношения мотивов, про ведущие мотивы и мотивы- стимулы, про развитие мотивов и мотивационной сферы, ибо побудитель не может храниться, он только инициирует поведение. Значит, мотивы в ситуации необходимости деятельности каждый раз должны создаваться заново.

Если мы принимаем мотив как причину поведения, как го, ради чего идет поведение, а это всегда предмет потребности (зафиксированный на объекте, имеющем его смысл), то тогда надо признать, что мотив не побуждает, хотя и играет важную роль в мотивации, придавая через смыслообразование побудительность (эмоциональное влечение) объекту, имеющему смысл предмета потребности, и цели (промежуточный результат действия).

Конечно, можно остаться и на старых позициях и понимать мотив одновременно и как побудитель, и как конечный результат деятельности (предмет потребности), но тогда процесс мотивации надо рассматривать как перевод мотива из неактивного состояния, не обладающего побудительной силой, в активное состояние, когда мотив на время становится побудителем. Процесс мотивации в этом случае будет пониматься как процесс перевода мотива из одного состояния в другое.

Нам представляется, что разведение понятий и придание им четких признаков и функций эвристичнее, чем многозначность одного понятия. Предложение заключается в том, чтобы под мотивом понимать то, ради чего идет деятельность, т.е. предмет потребности, по А. Н. Леонтьеву. Но поскольку в качестве предмета потребности может быть много реальностей (материальных объектов и сознательных желаний и намерений), то необходимо уточнить, что мотив – это достигаемый субъектом результат деятельности, имеющий для него смысл предмета потребности (например, захват пищевого объекта, написание книги, избавление от опасного объекта и т.д.). Мы знаем случаи, когда люди стремятся удовлетворить потребность через неадекватный предмет, например достижение статуса в обществе через покупку научной степени или академического звания, дорогого автомобиля или жилья, дорогой одежды и украшений, которые на самом деле не решают жизненной задачи в статусе.

Предложенное понимание мотива и процесса мотивации – это только общая схема в анализе построения поведения. В жизни есть стратегия деятельности, принимаемая на основе знаний и личностных ценностей, которая диктует состав целей и действий; есть тактика действий, есть выбор операций, есть "цена" деятельности и каждого действия в конкретных условиях, есть исполнительная часть и энергетические и эмоциональные затраты организма и субъекта. Иногда складывается ситуация появления одновременно нескольких актуальных потребностей, которые должны учитываться в любой деятельности и влияют на текущую деятельность, в том числе и на побуждение к отдельным действиям.

Банальная задача подготовки обеда требует, например, покупки мяса. Его можно купить в магазине, но один магазин далеко, хотя там и дешевле; второй близко, но там качество мяса невысокое; третий не так далеко, но там дорого; четвертый дальше всех, но там работает продавец, с которым существуют неформальные отношения, и т.д. Если эта задача развертывается на фоне недостатка времени или недостатка денег, или значимости гостей, приглашенных на обед, или желания увидеться с продавцом, то трудность выбора возрастает, и эти трудности могут поставить новые альтернативы выбора.

Самым сложным и самым уязвимым звеном в мотивации поведения является целеобразование. Цель, конечно, должна отвечать мотиву, должна быть тем промежуточным результатом, который приближает субъекта деятельности к предмету потребности. Но цель, в соответствии с принципом предметности деятельности, должна соответствовать образу мира и ситуации, в которой развертывается деятельность. Образ мира или образ ситуации, или оба одновременно могут быть ошибочными. И тогда избранный способ достижения предмета потребности, в соответствии с которым и намечаются цели действий, может быть неадекватным для этих конкретных условий деятельности и не приводить к удовлетворению потребности, хотя и создаст у людей такую иллюзию. Например, желание человека приобрести нужный товар в известном магазине и поездка в него могут оказаться неуспешными вследствие того, что магазин закрыт на ремонт, о чем человек не знал.

Это означает, что познавательная сфера человека принимает активное и иногда решающее участие в мотивации социальной деятельности людей. Не меньшее значение для выбора цели может иметь влияние социального окружения, особенно референтной человеку группы или значимого для него человека.

И последнее. Действия и переходы от одного действия к другому требуют поддержания сформированного побуждения на уровне выше порогового. Побуждение не только создается, но и поддерживается все время до достижения цели. И если по причине усталости, болезни или иных внешних обстоятельств побуждение падает ниже пороговой величины, то либо действие на этом заканчивается, либо требуется дополнительная, волевая регуляция исполнения действия и перехода от одного действия и другому. Поскольку построение побуждения к действию есть самостоятельный процесс, то он может начинаться не только с актуализации потребности. Поводом начала мотивационного процесса может быть поведение окружающих. Так, питание птиц в лесу на одной территории часто происходит в одно и то же время, начинаясь как подражание друг другу. В теории социального научения поведение значимых для человека людей рассматривается как мотивирующий фактор, определяющий время начала собственного поведения.

Но человек сталкивается еще с одной ситуацией – часто общество задает ему цели действий и требует действий, к которым у человека актуализированной потребности нет, а значит, нет и мотива. Но человек часто принимает эти заданные цели к исполнению и осуществляет их, и появляется вопрос – какой механизм позволяет это делать?