Что называть вниманием?

Как и в предыдущих главах, я хочу отметить, что догадаться о природе внимания невозможно (если не понимать его как простое название состояния направленности сознания). Исходным пунктом нашего анализа внимания должно быть не утверждение его наличия у человека и животных, а выделение такой реальности решения задач (исполнительских, исследовательски-познавательных, конструктивных или контрольных), которая нуждается в особом психическом процессе, который мы привычно называем вниманием.

Реальной основой для решения проблемы внимания является объективно и субъективно выделяемый факт направленности сознания (психики) на решение текущей задачи. Из этого мы и должны исходить в нашем анализе. Отсюда два варианта договоренности о сущности внимания (если мы хотим оставить это понятия в психологии). Подчеркнем, что речь идет именно о договоре – что называть вниманием, а не об открытии его природы.

Первый вариант решения проблемы внимания – понимать внимание только как саму направленность психики (сознания) на решаемую задачу. Тогда это не особый психический процесс, а особая характеристика деятельности и сознания (психики) в виде избирательной направленности на что-то; характеристика, получившая название "внимание". В этом случае исследованию подлежат причины выбора объекта (предмета) направленности сознания; факторы, определяющие устойчивость сознания на этом объекте; механизмы, обеспечивающие направленность сознания и индивидуальные особенности объема этого направленного сознания и т.д. То есть исследованию подлежат реальные процессы активности человека, решающего какую-то задачу.

Второй вариант договора предполагает наличие особого психического процесса, имеющего какую-то свою функцию в психическом обслуживании деятельности, свой результат (продукт), внешним и внутренним выражением которого является объективно и субъективно регистрируемая направленность сознания (психики) на какие-то объекты и действия. И тогда нужен ответ о содержании той психической работы, которая совершается при направленной избирательности сознания. В этом случае главной задачей становится выделение (поиск) самостоятельной функции внимания при соблюдении положения, что эта функция не имеет своего объективно и субъективно наблюдаемого самостоятельного продукта (результата), но которая объективно должна и может улучшать процесс решения текущей задачи. Что, кроме контроля, не имеет своего продукта и может улучшать результаты текущей деятельности?

Мы знаем, что направленность сознания на текущую деятельность не всегда обеспечивает высокое качество получаемого результата. Незнание ориентиров действий или надвигающихся угроз и других событий не может быть компенсировано усиленным разглядыванием или прослушиванием окружающей среды и приводит к ошибкам в действиях субъекта. Незнание правил правописания не может быть компенсировано даже очень усиленным вниманием к собственному письму, как не может быть компенсировано вниманием и неумение что-то делать (например, складывать или умножать числа). Но мы также знаем, что если сознание не направлено на текущую деятельность, то, как правило, в деятельности появляются ошибки и падает ее качество. Значит, улучшение результата решаемой задачи (при восприятии, мышлении, запоминании или исполнительском действии) обеспечивается не самой по себе направленностью сознания, а чем-то другим, но без этой направленности сознания (психики) на решаемую задачу высокие результаты тоже не достигаются. То есть сама по себе направленность сознания на текущую деятельность является необходимым, но не достаточным условием для достижения высоких результатов. И тогда возникает вопрос о роли направленности сознания в обеспечении успешности деятельности (или вообще решения любой задачи) и о тех факторах, которые обеспечивают высокие результаты активности.

Мы можем привести множество случаев, когда направленность взгляда человека на объект с призывом быть внимательным не дает нужного результата – человек не видит в объекте тех свойств, которые он должен осознанно выделить. (Мы говорим: "Он не на то смотрит"; "Не видит то, что надо выделять".)

Значит, направленность восприятия на объект не всегда улучшает результаты восприятия, а только тогда, когда субъект восприятия знает, как решать ту задачу, которая поставлена перед ним, может опознавать такой тип задач и знать ориентиры, помогающие ее решению. Если успех деятельности зависит от правильного опознания нужной формы объекта, а субъект восприятия ищет объект определенного цвета или сравнивает объекты по их размерам, то выбор нужного объекта может быть только случайным, несмотря на очень внимательное рассматривание цвета или размера объектов. Вчитайтесь еще раз в слова А. де Сент-Экзюпери, приведенные в эпиграфе к этой главе, – пилоты самолета видят в открывающемся пространстве то, о чем пассажиры не догадываются! Да и задачи у пассажиров такой нет. В другом месте Экзюпери пишет, что "пилот не просто зритель. Он не восхищается красками земли и неба, следами ветра на море, позолотой закатных облаков, – он их обдумывает". Смотреть другими глазами, по Экзюпери, это решать другую задачу, – задачу управления полетом, выделяя нужные ориентиры, прогнозируя ход событий и находя нужные решения.