Что может служить индикатором кризиса в организации?

Несмотря на развитие теории и практики антикризисного управления, периодическое погружение в кризисы с существенными негативными последствиями, в большинстве организаций все еще преобладает отношение к кризису как к чрезвычайной, катастрофической ситуации, что в результате приводит к авральным, разрозненным или малоэффективным действиям менеджеров. Однако именно антициклическое регулирование деятельности компании на постоянной основе, превентивное антикризисное управление позволяют предотвратить кризис, исключить или уменьшить его последствия. Важно понимать, что любое, даже на первый взгляд незначительное, ухудшение показателей (или тем более обнаружение негативных тенденций) должно активизировать реализацию адекватных мер по стабилизации состояния организации. Кризисы не происходят внезапно, а назревают постепенно, давая предупреждающие сигналы, несущие в себе не всегда ясные сведения о возможных угрозах.

Первыми сигналами, глубинными признаками, свидетельствующими о возможном ухудшении финансового положения организации в будущем (даже при общем благоприятном на сегодняшний день фоне), могут быть:

• отсутствие стратегического подхода к деятельности организации;

• недостаточная диверсификация деятельности организации, чрезмерная зависимость сегодняшних и будущих результатов функционирования от узкой номенклатуры продукции, какого-либо конкретного проекта, вида актива и т.д.;

• потеря ключевых партнеров или осложнения во взаимоотношениях с ними;

• недооценка или невозможность постоянного технического и технологического обновления производства, отсутствие программ переобучения и повышения квалификации персонала;

• малоэффективные долгосрочные соглашения с поставщиками и потребителями продукции, кредиторами;

• ставка на успешность и прибыльность нового рискового проекта;

• появление сильных конкурентов на том же сегменте рынка.

Сигналом будущего неблагополучия также может стать возникновение корпоративного конфликта, которое будет способствовать ухудшению операционной деятельности компании, потере доверия стейкхолдеров и в итоге – снижению стоимости организации.

Пример 3.2

Известный холдинг Nemiroff – один из крупнейших мировых производителей крепкого алкоголя, образованный в 1992 г. на Украине сделал ставку на российский рынок и не ошибся: до 2004 г. оборот ежегодно увеличивался на 50%, а по итогам 2006 г. компания стала лидером российского рынка с долей 4,46% в натуральном выражении и выручкой 408 млн долл.

С 1997 г. холдингом Nemiroff владеют две основных группы акционеров.

1. Семья украинского технолога – основателя компании (25% + + 2 акции);

2. Семьи двух российских бизнесменов (74,96% акций).

В период расцвета покупкой фирмы интересовались мировой флагман Bacardi-Martini и холдинг "Русский стандарт", компания оценивалась в 350–500 млн долл. Однако акционеры компании и покупатели не сошлись в цене, что послужило фактором для развития корпоративного конфликта.

В результате эскалации корпоративного конфликта в 2011 г. акционеры стали открыто вредить друг другу: украинская сторона заблокировала поставки алкоголя в Россию, что оставило российский офис без товара и привело к срыву поставок дистрибьюторам, потере ключевых партнеров, штрафным санкциям. Российские акционеры были вынуждены в начале 2012 г. учредить новую компанию – "Немирофф водка Рус" для производства и дистрибуции алкоголя под брэндом "Nemiroff" в России.

На сегодняшний день холдинг Nemiroff пребывает в затяжном кризисе: производство на Украине сократилось на четверть, а в России прекращено вовсе, ключевой российский рынок потерян, распродаются последние остатки товара со складов при отсутствии нового завоза. При этом акционеры заняты многочисленными судебными разбирательствами.

В целом можно утверждать, что ввиду отсутствия бизнес-стратегии, зависимости от активов, находящихся на территории иностранного государства и подконтрольных разным акционерам, нехватки опыта корпоративного управления, а также отсутствия должного внимания к сигналам надвигающегося кризиса, привели к возникновению серьезных финансовых проблем у некогда успешной, всемирно известной компании Nemiroff.

Более грозные признаки неблагополучия, наличие которых может свидетельствовать о наступлении финансовых затруднений с достаточно большой вероятностью, можно разделить на производственные, рыночные, финансовые и инвестиционные признаки (табл. 3.4).

Рассмотренная система признаков позволяет определить возможность ухудшения финансового состояния на ранней стадии и своевременно принять превентивные меры. Изучение бухгалтерской финансовой отчетности на данной стадии может пока не вызывать тревогу, так как "еще ничего не произошло, а только может произойти".

Таблица 3.4

Признаки, свидетельствующие о наступлении финансовых затруднений с достаточно большой вероятностью

Группа признаков

Признаки

Производственные

Неритмичность производства, вынужденные простои

Высокий удельный вес брака и возврата продукции

Падение эффективности использования основных производственных фондов

Сбытовые и снабженческие

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов, потеря долгосрочных контрактов

Увеличение запасов без соответствующего роста производства

Финансовые

Изменение стоимости капитала, использование новых финансовых источников на невыгодных условиях

Осложнение отношений с банками

Использование краткосрочных заемных средств для финансирования долгосрочных проектов в больших объемах

Постоянная нехватка оборотных средств

Инвестиционные

Неэффективная инвестиционная политика

Рыночные

Снижение рыночной оценки компании (котировки акций)

Таким образом, негативные экономические процессы обычно сопровождаются и (или) провоцируются информационными, коммуникационными, психологическими, социальными проблемами: конфликтными ситуациями внутри компании, осложнениями с персоналом, клиентами и пр. Свое законченное выражение кризис в организации находит в относительно длительном финансово-экономическом неблагополучии. Агрегированным индикатором кризиса может служить устойчивое снижение стоимости компании.