Что делать?

Для продвижения "Русской Одиссеи" также предполагается запустить механизмы, характерные для мировой практики турбизнеса. "Бюджетных денег на продвижение нет, – заявляет Дмитрий Никифоров, – но система управления брендом должна быть децентрализованной. Задача государства в данном случае – открыть возможности для бизнеса, задав стандарты рынка и контролируя их выполнение".

Для того чтобы "Русская Одиссея" стала жизнеспособным брендом, в первую очередь требуется система стандартов. Далее предполагается создание некоммерческого партнерства, куда войдут представители власти и бизнеса, и этот орган будет заниматься продвижением "Русской Одиссеи" и определять, кто из представителей туристической отрасли может участвовать в системе. Иными словами, "Одиссея" должна стать площадкой государственно-частного партнерства в туристической отрасли.

Одобрительные отзывы бренд получил в первую очередь у туроператоров, которые продают отдых на отечественных курортах и из года в год сталкиваются с проблемами их невнятного позиционирования. Что касается иностранцев, интерес к бренду уже проявило посольство Канады, планирующее ознакомительную поездку в Краснодарский край для изучения его рекреационных возможностей.

В критических отзывах о "Русской Одиссее" можно выделить несколько мотивов. Во-первых, критикуется само название: у многих слово "Одиссея" вызывает ассоциации не с позитивными впечатлениями, а со злоключениями древнегреческого героя, который не мог вернуться домой целых десять лет. То же самое – слово "русская": в многонациональной стране, считают оппоненты, лучше употреблять слово "российская". Впрочем, для иностранцев этот фактор значения не имеет, потому что английская версия названия бренда (Russian Odyssey) не несет двусмысленности. Второе, и главное, заключается в том, что риск создать красивую упаковку, ОГЛАВЛЕНИЕ которой не будет соответствовать ожиданиям потребителя, действительно высок.

"Ассоциация курортов с “Одиссеей” более чем спорная. Тем более – курортов Краснодарского края, – резюмирует обе линии критики управляющий партнер краснодарской консалтинговой компании “Вашъ Советникъ” Александр Полиди. То бренд, который есть сейчас (пусть и невнятный) – курорты Краснодарского края – по крайней мере ассоциируется с географией и хоть как-то отражает некоторую государственную идею развития курортно-рекреационного бизнеса. По новому бренду все очень туманно. Если это некое подобие зонтичного франчайзинга – то где гудвилл (стоимость деловой репутации бренда), который способен максимизировать цены и прибыль и переводить спрос в более высокий сегмент? Те же Египет или Турция развивают свои курортные бренды в первую очередь по отелям, оставляя зонтик в качестве фона для страновой идентификации среди четко определенной целевой аудитории. Инвестиции в любом случае первичны: сейчас в Египте в стадии строительства находятся более 9000 отелей, позиционированных под маркетинговый продукт".

Особенно спорным представляется утверждение, что сила впечатлений от отдыха на наших курортах может окупить слабости инфраструктуры, – в первых новостях о создании "Русской Одиссеи" из уст представителей краевой администрации прозвучали именно такие заявления. Представляется, что более правильный ход – активно информировать целевую аудиторию о развитии курортов Краснодарского края, чтобы постепенно переломить пресловутые стереотипы. В этом смысле правы те представители туристической отрасли, которые считают, что нельзя абсолютизировать возможности бренда, один бренд не может решить всех проблем региона. Однако сам факт появления проекта "Русская Одиссея" говорит о том, что в главном курортном регионе России готовы начать игру по мировым правилам.