Членский состав

Международный суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, голосующими независимо друг от друга. Они избираются на основе их деловых качеств, а не на основе гражданства. Однако при назначении обращается внимание на то, чтобы в суде были представлены главные правовые системы всего мира. В составе суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Судьи избираются на девятилетний срок и могут быть переизбраны. В параметрах своего участия в составе суда судьи не могут занимать другой должности.

Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными судом в полном составе.

Местонахождение суда — Гаага.

Органы Организации Объединенных Наций обслуживает Секретариат, который выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую ими. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Первым Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций был Трюгве Ли (Норвегия), который занимал этот пост до 1953 г.

Генеральный секретарь может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, угрожают международному миру и безопасности, и может использовать свои добрые услуги в целях содействия разрешению международных споров.

Секретариат, представляющий собой международный персонал, насчитывающий свыше 16 тысяч человек, выполняет повседневную работу ООН как в центральных учреждениях в Нью-Йорке, так и в отделениях и центрах во всем мире.

В качестве международных гражданских служащих сотрудники Секретариата работают для Организации в целом; каждый из них дает присягу не запрашивать и не получать инструкций от какого бы то ни было правительства или любой другой власти, не имеющей отношения к Организации. Согласно ст. 100 Устава, каждое государство — член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

Работа Секретариата столь же разнообразна, как и перечень проблем, которыми занимается Организация Объединенных Наций. Она включает: руководство операциями по поддержанию мира; организацию международных конференций по проблемам мирового значения; составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем; подготовку исследований по таким вопросам, как права человека, разоружение и развитие; устный перевод выступлений, перевод документом и снабжение мировых средств информации сведениями об ООН.

Регулярный бюджет но программам Организации Объединенных Наций утверждается Генеральной Ассамблеей раз в два года. Бюджет представляется вначале Генеральным секретарем и рассматривается комитетом экспертов в составе 16 членов — Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам. Аспекты, касающиеся программ, рассматриваются Комитетом по программе и координации, состоящим из 21 члена. Основным источником средств бюджета являются взносы государств-членов.

Многие другие виды деятельности ООН финансируются главным образом за счет добровольных взносов вне регулярного бюджета. Эти программы и фонды включают: Программу развития Организации Объединенных Наций, Мировую продовольственную программу, Управление Верховного комиссара ООП но делам беженцев; Детский фонд ООН; Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ и Фонд ООН для деятельности в области народонаселения.

Устав ООН содержит торжественное заявление о том, что народы Объединенных Наций преисполнены решимости жить в мире и объединить свои силы для поддержания международного мира и безопасности. Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и мирное разрешение споров. Он использует такие методы, как посредничество, добрые услуги, размещение военных наблюдателей и вооруженных сил по поддержанию мира.

Разработка принципов или норм в целях содействия миру осуществляется главным образом Генеральной Ассамблеей в соответствии со ст. 11 Устава, в которой говорится: "Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности... и делать в отношении этих принципов рекомендации членам Организации или Совету Безопасности или и членам Организации, и Совету Безопасности".

Основные резолюции и декларации о мире, мирном разрешении споров и международном сотрудничестве в укреплении мира, принятые Ассамблеей за многие годы, включают следующие:

Резолюцию 1957 г. о мирных и добрососедских отношениях между государствами, в которой подчеркивается необходимость развивать дружественное сотрудничество и мирные отношения между государствами, несмотря на их разногласия;

Декларацию 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, в которой осуждаются все формы такого вмешательства как противоречащие принципам Устава и представляющие угрозу всеобщему миру;

Декларацию 1970 г. об укреплении международной безопасности, в которой государства-члены настоятельно призываются полностью использовать средства и методы, предусмотренные Уставом для мирного разрешения споров, и договориться о руководящих принципах для более эффективных операций по поддержанию мира;

Декларацию 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, в которой устанавливаются семь принципов, включая принцип, согласно которому государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения против любого государства, и принцип разрешения международных споров мирными средствами;

Резолюцию с включенным в нее определением агрессии 1974 г., в которой государства призываются воздерживаться от всех актов агрессии и Совету Безопасности рекомендуется руководствоваться определением при установлении наличия акта агрессии;

Декларацию 1977 г. об углублении и упрочении разрядки международной напряженности, в которой государства-члены заявляют о своей решимости добиваться устранения как причин, так и следствий международной напряженности и укреплять роль ООН в поддержании международного мира;

Декларацию 1981 г. о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, в которой Ассамблея напомнила, что установление, поддержание и укрепление международного мира и безопасности основаны на свободе, равенстве, самоопределении и независимости и уважении суверенитета государств;

Декларацию 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы, в которой вновь подтверждается, что главнейшей задачей ООН является избавление ныне живущих и грядущих поколений людей от бедствий войны, и заявляется, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе;

Манильскую декларацию 1982 г. о мирном разрешении международных споров, в которой вновь подтверждается принцип Устава, согласно которому все государства должны разрешать свои международные споры мирными средствами, и признается важное значение повышения эффективности ООН в мирном разрешении споров и в поддержании международного мира и безопасности.

Другие меры Генеральной Ассамблеи, направленные на содействие миру и мирным отношениям между государствами, включают принятие в 1978 г. Декларации о воспитании народов в духе мира, в которой Ассамблея призвала государства руководствоваться в своей деятельности идеей признания необходимости установления, поддержания и укрепления справедливого и прочного мира и призвала государства обеспечивать, чтобы их политика соответствовала задаче подготовки поколений молодежи к жизни в условиях правового государства и гражданского общества.

За время ее существования Организацию Объединенных Наций часто при наличии опасной ситуации призывают предотвратить возникновение войны, убедить враждующие стороны сесть за стол переговоров и не прибегать к оружию, помочь восстановить мир и прекратить военные действия в случае возникновения конфликтов. Несмотря на срывы и неудачи, ООН неуклонно развивала свою способность в качестве центра по установлению и поддержанию мира.

Методы и средства предотвращения или ликвидации конфликтов принимали разнообразные формы. В некоторых конфликтах ООП действовала при помощи вооруженных сил по поддержанию мира, миссий наблюдателей или миссий по выяснению фактов (направляемых Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей), наблюдения за проведением плебисцитов, миссий добрых услуг, групп по примирению, посредников и специальных представителей. В других случаях она обеспечивала форум для обсуждения и переговоров и служила каналом для "тихой" дипломатии.

Согласно ст. 25 Устава ООН государства-члены "соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их". Рекомендации других органов ООН не имеют обязательной силы решений Совета Безопасности, но могут оказать влияние на ситуации ввиду того веса, которым они обладают как выражающие мировое общественное мнение.

Меры по контролю над конфликтными ситуациями, называемые "операциями но поддержанию мира", санкционируются Советом Безопасности (или в виде исключения Генеральной Ассамблеей) обычно с согласия сторон, с тем чтобы дать возможность ООН способствовать прекращению военных действий, предотвращению их возобновления и нормализации обстановки. Предпринимались два вида таких операций: миссии военных наблюдателей ООП и операции вооруженных сил ООН по поддержанию мира.

Одним из первых важных достижений ООН было принятие Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. Ассамблея провозгласила соблюдение положений Декларации в качестве общей задачи для всех государств и призвала все государства-члены и народы содействовать уважению и обеспечить эффективное признание и осуществление прав и свобод, закрепленных в Декларации.

В 1950 г. Генеральная Ассамблея постановила, что 10 декабря каждого года должно отмечаться во всем мире как День прав человека.

В ст. 1 и 2 Декларации говорится, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" и должны обладать всеми правами и свободами, "провозглашенными в Декларации", "без какого бы то пи было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".

В ст. 3—21 Декларации излагаются гражданские и политические права человека, включая:

- право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свободу от рабства или подневольного состояния; свободу от пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания;

— право на признание правосубъектности; право на равную защиту закона; право на эффективное восстановление в правах; свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом; право считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена;

— свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

— свободу передвижения; право убежища; право на гражданство;

— право вступать в брак и основывать семью; право владеть имуществом;

— свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и свободу выражения их;

- право на свободу собраний и ассоциаций;

- право принимать участие в управлении своей страной и право равного доступа к государственной службе.

Статьи 22—27 Декларации посвящены экономическим, социальным и культурным правам человека, в том числе: праву на социальное обеспечение, на труд, на отдых и досуг, па такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека, па образование, на участие в культурной жизни общества.

В заключительных статьях (ст. 28—30) признается, что каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором эти права и свободы могут быть полностью осуществлены, и подчеркиваются обязанности человека перед обществом.

Вслед за принятием Всеобщей декларации прав человека была начата разработка двух международных пактов о правах человека — одного об экономических, социальных и культурных правах и другого — о гражданских и политических правах с целью придать обязательную юридическую силу правам, провозглашенным в Декларации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах были единогласно приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 г.

Хотя пакты основываются на Всеобщей декларации прав человека, охватываемые в них права не идентичны. Самое важное право, зафиксированное в обоих пактах и не включенное в Декларацию, — это право народов на самоопределение, включая право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 г. Этот документ касается условий труда, деятельности профсоюзов, социального обеспечения, защиты семьи, уровня жизни, здравоохранения, образования и культурной жизни. В нем предусматривается, что права в этих областях должны осуществляться постепенно и без дискриминации. Государства — участники Пакта представляют периодические доклады Экономическому и Социальному Совету ООН, который изучает их, дает общие рекомендации и содействует принятию соответствующих международных мер с целью оказания помощи государствам-участникам в осуществлении положений Пакта.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему вступили в силу 23 марта 1976 г. Пакт устанавливает такие права, как: свобода передвижения, равенство перед законом, презумпция невиновности, свобода совести и религии, свобода убеждений и свобода выражения их, свобода мирных собраний и ассоциаций, участие в ведении государственных дел и в выборах, права меньшинств. Пакт запрещает произвольное лишение человека жизни; пытки, жестокое или унизительное обращение или наказание; рабство и принудительный труд; произвольный арест или задержание и произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны и разжигание расовой или религиозной ненависти, что представляет собой подстрекательство к дискриминации или насилию. В Пакте предусмотрено создание Комитета по правам человека в составе 18 членов, который рассматривает представляемые государствами-участниками доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь положений Пакта, а также в соответствии с Факультативным протоколом рассматривает сообщения, в которых утверждается о нарушении какого-либо из прав.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусматривает рассмотрение жалоб, поступивших от отдельных лиц, которые считают себя жертвами нарушений какого-либо права, провозглашенного в Пакте. При этом могут рассматриваться только претензии к государствам — участникам Протокола.

Помимо права на индивидуальную жалобу в соответствии со специальной процедурой, предусматриваемой Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Организация Объединенных Наций ежегодно получает тысячи писем с заявлениями о нарушениях прав человека.

Сообщения, содержащие жалобы на нарушения прав человека, резюмируются и посылаются конфиденциально членам Комиссии по правам человека и ее подкомиссии но предупреждению дискриминации и защите меньшинств; копии жалоб также направляются государствам-членам, называемым в сообщениях. Личность авторов не разглашается до тех пор, пока они не заявят о своем согласии на это. Любой ответ правительства представляется Комиссии и подкомиссии.

Если подкомиссия обнаружит, что в сообщениях речь идет о систематических и грубых, достоверно подтвержденных нарушениях прав человека, она обращает внимание Комиссии на ситуацию, которая, в свою очередь, может принять решение о тщательном изучении ситуации или назначить специальный комитет для разбирательства. Все эти процедуры являются конфиденциальными и рассматриваются на закрытых заседаниях до тех пор, пока Комиссией не будет представлен доклад (если он вообще будет представлен) Экономическому и Социальному Совету.

Комиссия но нравам человека и ее подкомиссия также рассматривают на открытых заседаниях ежегодно вопросы о нарушениях прав человека и основных свобод, включая вопрос о расовой дискриминации и апартеиде, в различных странах и территориях, а также другие ситуации, касающиеся прав человека, например, конкретные случаи особо серьезных нарушений прав человека, в том числе эксплуатации детского труда, недобровольного или насильственного исчезновения, похищения людей, массового бегства, произвольных казней или казней без судебного разбирательства.

В 1963 г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в которой заявляется, что дискриминация в отношении людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения представляет собой посягательство на достоинство человеческой личности, отрицание принципов, изложенных в Уставе, нарушение прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, и препятствие к поддержанию дружественных и мирных отношений между государствами.

Два года спустя, 21 декабря 1965 г., Ассамблея приняла Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция, которая вступила в силу

4 января 1969 г., призывает к ликвидации расовой дискриминации во всех ее формах и для достижения этой цели учреждает Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов.

Расовая дискриминация определена в Конвенции как "любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни".

Государства — участники Конвенции обязуются проводить политику ликвидации расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между расами. Комитет по ликвидации расовой дискриминации рассматривает доклады, представляемые государствами-участниками о принятых ими мерах для проведения в жизнь положений Конвенции, и делает общие рекомендации.

Комитет может также рассматривать сообщения, представляемые отдельными лицами или группами лиц, в которых утверждается о нарушении Конвенции, при условии, что заинтересованное государство сделало заявление в соответствии со ст. 14 Конвенции о признании компетенции Комитета принимать такие сообщения.

30 ноября 1973 г. Генеральная Ассамблея приняла Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Конвенция, которая вступила в силу 18 июля 1976 г., предусматривает, что международной ответственности за преступление апартеида подлежат лица, члены организаций и учреждений и представители государств, проживающие как на территории государства, где совершаются эти действия, так и в любом другом государстве. Лица, которым предъявлено обвинение, могут предаваться суду любого государства — участника Конвенции. Группа в составе трех членов Комиссии по правам человека собирается ежегодно для рассмотрения хода осуществления Конвенции. В 1973 г. Генеральная Ассамблея также провозгласила десятилетний период, начиная с 10 декабря 1973 г., десятилетием действий но борьбе против расизма и расовой дискриминации.

Первым юридическим документом, посвященным исключительно правам женщин, который Генеральная Ассамблея приняла и 1952 г., была Конвенция о политических правах женщин, в которой говорится, что женщины должны иметь право участвовать в выборах наравне с мужчинами, без всякой дискриминации, и что они должны иметь право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законодательством, на равных с мужчинами условиях.

Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. каждое государство-участник выражает свое согласие с тем, что ни заключение, ни расторжение брака между гражданами данного государства и иностранцами, а также смена гражданства мужем в период брака не изменяют автоматически гражданства жены.

Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. и Рекомендация поэтому вопросу 1965 г. имеют конкретной целью запрещение детских браков и гарантирование принципа свободного согласия на брак.

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей в 1967 г., объединила в одном документе принципы и нормы, касающиеся прав женщин во всех сферах жизни семьи и общества.

Принципы и нормы Декларации были включены и развиты в имеющей обязательную юридическую силу Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая была принята Генеральной Ассамблеей 18 декабря 1979 г. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1981 г.

Цель Конвенции заключается в ликвидации дискриминации, которая приводит к отрицанию или ограничению равноправия женщин с мужчинами в политической, экономической, социальной, культурной и гражданской областях. Согласно положениям Конвенции, государства-участники обязуются представлять периодические доклады о мерах, принятых ими для выполнения ее положений. Доклады будут рассматриваться Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин в составе 23 членов, которые были избраны на первом заседании государств — участников Конвенции 16 апреля 1982 г. Комитет провел свою первую сессию в октябре 1982 г. Он ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН.

В документах Организации Объединенных Наций нашли свое отражение и другие вопросы, связанные с обеспечением прав человека.

Право на самоопределение. Генеральная Ассамблея подчеркнула важное значение всеобщего осуществления права народов на самоопределение и скорейшего предоставления независимости колониальным странам и народам в целях эффективной гарантии и соблюдения прав человека и подтвердила законность борьбы народов за независимость, территориальную целостность, национальное единство и освобождение от колониального и иностранного господства и оккупации всеми имеющимися средствами, включая вооруженную борьбу.

Право на развитие. Комиссия по правам человека и ее подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств уделяют все большее внимание осуществлению экономических, социальных и культурных прав в связи с гарантией гражданских и политических прав, и, в частности, права на развитие как права человека. С этой целью Комиссия создала рабочую группу для составления проекта декларации о праве па развитие.

Ликвидации всех форм религиозной нетерпимости. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, подготовленная Комиссией по правам человека и принятая Генеральной Ассамблеей в 1981 г., провозглашает, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии и что никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений.

Права человека и научно-технический прогресс. Генеральная Ассамблея привлекала внимание к проблемам прав человека, которые могут возникать в связи с научно-техническим прогрессом. В ряде исследований ООН было изучено влияние развития науки и техники на права человека, особенно влияние прогресса в области электроники, медицины и биологии, а также негативные последствия для прав человека загрязнения окружающей среды и гонки вооружений.

Права ребенка. Декларация нрав ребенка, принятая единогласно Генеральной Ассамблеей в 1959 г., подтверждает право ребенка пользоваться специальной защитой и иметь возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться здоровым и нормальным путем.

Защита женщин и детей в период вооруженных конфликтов. В 1974 г. Генеральная Ассамблея провозгласила Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В Декларации говорится, что нападения на гражданское население и бомбардировки его, "особенно женщин и детей, которые составляют наиболее уязвимую часть населения", запрещаются и осуждаются и что государства, участвующие в вооруженных конфликтах, должны предпринимать все усилия для того, "чтобы уберечь женщин и детей от разрушительных последствий войны".

Защита от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 г., говорится, что любое действие, представляющее собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания, является оскорблением человеческого достоинства и должно быть осуждено как нарушение прав человека и основных свобод. Декларация подтверждает, что никакое государство не может разрешить или терпимо относиться к таким действиям и не может ссылаться в качестве оправдания на исключительные обстоятельства, такие как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение.

В 1981 г. Ассамблея создала Добровольный фонд ООН для жертв пыток, а в следующем году она приняла Принципы медицинской этики, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. Кодекс установил правила поведения работников здравоохранения, в особенности врачей, по защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.

К другим вопросам прав человека, являющимся предметом постоянной озабоченности ООН, относятся: дискриминация против коренного населения; защита меньшинств; вопрос об отказе от военной службы по соображениям совести и вопрос об отмене смертной казни.

Со времени создания в 1945 г. Организации Объединенных Наций в нее вступило в качестве суверенных независимых государств более 80 стран, народы которых ранее находились под колониальным господством. В этих исторических переменах ООН сыграла значительную роль, поощряя устремления зависимых народов, определяя цели и устанавливая нормы, которые ускорили бы достижение ими своей независимости.

Усилия ООН в области деколонизации определяются Уставом, провозглашающим принцип "равных прав и самоопределения народов", а также тремя специальными главами Устава — гл. XI, XII и XIII, — посвященными интересам зависимых народов. Кроме того, начиная с 1960 г. ООН руководствуется принятой Генеральной Ассамблеей Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой государства-члены провозгласили необходимость ускорить ликвидацию колониализма.

Несмотря на значительные успехи, достигнутые в борьбе против колониализма, несколько миллионов людей до сих по]) живут под иностранным господством, и ООН продолжает свои усилия с целью содействия достижению независимости и самоопределения в остающихся зависимыми территориях.

Декларация провозглашает, что подчинение пародов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу и препятствуют установлению мира во всем мире и развитию сотрудничества и что "в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой".

В соответствии с гл. XII Устава Организация Объединенных Наций учредила международную систему опеки для наблюдения за подопечными территориями, включенными в нее на основе отдельных соглашений с государствами, управляющими ими. Эта система распространяется:

- на территории, находившиеся в то время под мандатами, установленными Лигой Наций после Первой мировой войны;

— территории, отторгнутые от государств "оси" в результате Второй мировой войны;

— территории, добровольно включенные в систему опеки государствами, ответственными за их управление.

Основная цель системы — содействовать политическому, экономическому и социальному прогрессу подопечных территорий и их постепенному развитию в направлении самоуправления или независимости.

Совет по опеке был создан в соответствии с гл. XIII Устава ООН для наблюдения за управлением подопечными территориями и обеспечения того, чтобы правительства, ответственные за управление ими, предприняли надлежащие шаги для подготовки их к осуществлению этих целей Устава.

В первые годы существования ООН в систему опеки были включены 11 территорий:

Камерун, Того и Танганьика под английским управлением; Камерун и Того под французским управлением;

Сомали под итальянским управлением;

Руанда-Урунди под бельгийским управлением; Западное Самоа под управлением Новой Зеландии;

Новая Гвинея под австралийским управлением и Науру, управлявшаяся Австралией от имени Австралии, Новой Зеландии и Соединенного Королевства.

Одиннадцатая территория — подопечная территория Тихоокеанские острова (называемая также Микронезией), в состав которой входят Маршалловы, Марианские (за исключением Гуама) и Каролинские острова, являющиеся стратегической подопечной территорией, управляемой Соединенными Штатами по соглашению, одобренному Советом Безопасности в 1947 г.

К 1981 г. все территории, за исключением подопечной территории Тихоокеанские острова, либо достигли независимости, либо объединились с соседними государствами и стали независимыми странами.

В 1961 г. Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет в составе 17 членов, расширенный в 1962 г. до 24 членов и в 1979 г. до 25 членов, для рассмотрения на регулярной основе вопроса о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам и вынесения рекомендаций с целью содействия се скорейшему осуществлению. Ассамблея впоследствии возложила на Комитет задачу рассмотрения соблюдения всеми государствами Декларации и других резолюций о деколонизации. Она также уполномочила Комитет направлять выездные миссии в территории и проводить заседания вне центральных учреждений ООН, с тем чтобы он мог получать информацию из первых рук о положении в территориях.

В 1980 г., двадцатую годовщину принятия Декларации, Генеральная Ассамблея приняла План действий в целях полного ее осуществления, в котором она призвала государства-члены активизировать свои усилия, ведущие к полной ликвидации колониализма во всех его формах и проявлениях без дальнейших отлагательств. За четыре десятилетия, прошедшие со времени принятия в 1960 г. Декларации о деколонизации, бывшие колониальные территории, в которых проживает свыше 80 млн человек, добились независимости и стали суверенными членами ООН. Когда Организация Объединенных Наций праздновала свою пятидесятую годовщину, оставалось лишь 17 несамоуправляющихся территорий.

В ст. 1 Устава ООН предусматривается улаживание или разрешение международных споров мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права. В числе методов мирного урегулирования в Уставе указываются арбитраж и судебное разбирательство.

Со времени создания Международного суда в 1946 г. государства представили на его рассмотрение свыше 50 споров, 17 консультативных заключений были затребованы международными организациями. Из споров, представленных на рассмотрение государствами, 15 по различным причинам были взяты обратно или сняты; в 10 других случаях суд нашел, что он не правомочен решать эти дела. В остальных случаях, охватывающих широкий круг вопросов, суд вынес окончательные решения по всем делам, кроме четырех.

Некоторые из этих вопросов касались территориальных прав. Так, например, в 1953 г. в споре между Францией и Соединенным Королевством суд решил, что некоторые островки в проливе Ла-Манш находятся под суверенитетом Соединенного Королевства.

В другом споре (1959 г.) суд поддержал претензии Бельгии на анклав, расположенный вблизи ее границы с Нидерландами.

В 1960 г. суд решил, что действия Индии не противоречили обязательствам, налагаемым на нес существованием у Португалии права прохода между анклавами.

В 1975 г. суд установил в отношении Западной Сахары, что существовали правовые связи вассальной зависимости между султаном Марокко и некоторыми племенами, проживающими в Западной Сахаре, а также правовые связи между

Мавританией и данной территорией. Однако, по мнению суда, эти правовые связи были не такого характера, чтобы они могли воспрепятствовать применению "принципа самоопределения путем свободного и истинного волеизъявления пародов территории".

Другие дела, рассматривавшиеся судом, касались морского права. В споре о рыболовстве между Соединенным Королевством и Норвегией суд постановил в 1951 г., что применяемый Норвегией метод установления границ своих территориальных вод не противоречит международному праву.

В 1969 г. суд по просьбе Дании, Нидерландов и Федеративной Республики Германии указал принципы и нормы международного права, которыми следует руководствоваться при установлении границ районов континентального шельфа Северного моря, принадлежащих каждой из этих стран.

В 1974 г. суд постановил, что Исландия не имеет права в одностороннем порядке не допускать рыболовные суда Соединенного Королевства и Федеративной Республики Германии в районы, расположенные между границами зон рыболовства, согласованными в 1961 г., и границей 50-миль-иой зоны, установленной Исландией в 1972 г.

В 1981 г. Канада и США представили на рассмотрение одной из камер суда вопрос о прохождении морской границы, разделяющей континентальный шельф и рыболовные зоны двух стран в районе залива Мэн.

Суд рассматривал и другие дела. Так, в 1973 г. Австралия и Новая Зеландия возбудили дело — каждая в отдельности — против Франции, касающееся выпадения радиоактивных осадков вследствие проведения Францией ядерных испытаний в атмосфере над атоллом Муруроа в Тихом океане. Суд вначале указал, что до вынесения окончательного решения Франция должна избегать проведения таких испытаний, а позднее (декабрь 1974 г.) вынес постановления на основе заявлений французских властей, что, поскольку Франция обязалась после 1974 г. воздерживаться от проведения ядерных испытаний в атмосфере, иски обоих государств больше не имеют цели и суд больше не обязан выносить решения по этим делам.

В возбужденном Соединенными Штатами против Ирана деле, касавшемся захвата посольства США в Тегеране и задержания их дипломатического и консульского персонала, суд вначале указал в предварительном порядке (декабрь 1979 г.), что помещения посольства должны быть немедленно возвращены, а дипломатический персонал должен быть освобожден, и затем (май 1980 г.) решил по существу дела, что Иран нарушил свои обязательства по отношению к Соединенным Штатам, должен освободить заложников, возвратить помещения посольства и возместить ущерб. Однако, прежде чем суд смог установить сумму ущерба, дело было отозвано в результате достижения соглашения между двумя государствами.

Важным направлением деятельности ООН является прогрессивное развитие международного права и его кодификация. Комиссия международного права была учреждена Генеральной Ассамблеей в 1947 г. в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия, проводящая свои сессии ежегодно, состоит из 34 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и исполняют свои обязанности как частные лица, а не как представители своих правительств.

Большая часть работы Комиссии состоит в подготовке проектов по вопросам международного права, причем некоторые из этих вопросов выбирает Комиссия, а другие передаются ей Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социальным Советом. После завершения разработки Комиссией проекта статей по конкретному вопросу Генеральная Ассамблея обычно созывает международную конференцию полномочных представителей для воплощения проекта статей в конвенцию, которая затем открывается для государств, с тем чтобы они стали ее участниками. Так, например, в 1958 г. конференция ООН приняла четыре концепции по морскому праву: Конвенцию об открытом море. Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря и Конвенцию о континентальном шельфе.

В 1982 г. конференция ООН приняла Конвенцию по морскому праву, которая вступила в силу 16 ноября 1994 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997 г. На сегодня участниками Конвенции являются 138 государств мира и Европейские сообщества. Две конференции, состоявшиеся в Вене в 1961 и 1963 гг., одобрили соответственно Венскую конвенцию о дипломатических сношениях и Венскую конвенцию о консульских сношениях. Конференция, которая проходила в Вене в 1968 и 1969 гг., одобрила Конвенцию о праве международных договоров. В 1975 г. международная конференция приняла Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

В поле зрения ООН находились и вопросы международной торговли. В связи с необходимостью для Организации Объединенных Наций играть более активную роль в удалении или уменьшении правовых препятствий, мешающих международной торговле, Генеральная Ассамблея учредила в 1966 г. Комиссию ООП по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации норм права международной торговли. Комиссия в составе 36 государств, члены которой представляют различные географические районы и основные экономические и правовые системы мира, ежегодно направляет доклад Генеральной Ассамблее, а также представляет доклад ЮНКТАД, с тем чтобы последняя высказала по нему свои замечания.

В число задач, порученных Комиссии, входят: координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли; содействие более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых международных конвенций и других документов, относящихся к праву международной торговли. Комиссия также осуществляет подготовку кадров и оказывает помощь в области права международной торговли с учетом особых нужд развивающихся стран.

Комиссия уделяет внимание преимущественно изучению и подготовке единообразных норм права в следующих областях: международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров — первая конвенция, которую должна была подготовить Комиссия, была принята в июне 1974 г. на конференции полномочных представителей ООН, созванной Генеральной Ассамблеей. Аналогичная международная конференция, состоявшаяся в 1978 г., приняла Конвенцию ООН о морской перевозке грузов (известную как "Гамбургские правила"); Комиссия одобрила проект текста в 1967 г. Третья международная конференция, состоявшаяся в 1980 г., приняла Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, называемую Венской конвенцией о купле-продаже.

Постановочное значение в плане деятельности Комиссии международного права явилось принятие па 52 сессии (Женева, 2002 г.) проекта статей об ответственности государств (впоследствии проект был одобрен на основе специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 г.).

В параметрах кодификационной деятельности мирового сообщества важным в этом направлении (с учетом общих целей ООН по обеспечению прав человека) явилась выработка широкого спектра международно-правовых актов в гуманитарной области. Конкретно — это Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.; Декларация о праве пародов на мир от 12 ноября 1984 г.; Декларация о праве на развитие от 4 декабря 1986 г. Последовательная борьба мирового сообщества за установление отмены смертной казни на универсальной основе носит принципиальный характер. Здесь следует отмстить выработку таких действительно исторических по значимости международно-правовых актов, как Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.); протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (подписан государствами — членами Совета Европы в Страсбурге 28 апреля 1983 г.); Протокол № 3 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах (подписан государствами — членами Совета Европы в Вильнюсе 3 мая 2002 г.).

Направление кодификационной деятельности по пресечению такого международного преступления, как международный терроризм, обозначено выработкой 12 универсальных и 7 региональных конвенций.