Четыре модернизации (1979–2000 гг.)

Реформы КНР были ориентированы на длительные сроки: к 2000 г. – увеличение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в четыре раза, формирование общества "умеренной зажиточности"; к 2021 г. (100-летие КПК) – выход на уровень среднеразвитой страны. В рамках первого срока были определены четыре модернизации.

1. Сельское хозяйство (с 1979 г.). Отправной пункт – упразднение народных коммун и раздача на подворный подряд земель, юридически оставленных в государственной собственности, но переданных в семейное пользование с контрактным сроком сначала до 15, затем до 50–70 лет. Государственные закупочные цены на продовольствие и технические культуры были повышены относительно цен на промышленную продукцию (к 1981 г. – на 38%, к 1989 г. – на 77%), что обеспечило уже к 1984 г. рост сборов риса на треть, а доходов сельских жителей в целом – вдвое. Численность голодающего населения, по данным официальной статистики, также сократилась за 1979–1984 гг. вдвое, а к концу 1990-х гг. – в 12,5 раз (с 250 млн до 20 млн человек).

2. Промышленность (с 1984 г.), где к концу 1970-х гг. было занято лишь 18% населения КНР (в госсекторе). КПК сделала ставку на длительное существование охваченного директивным планированием госсектора с ростом частного сектора, создаваемого не столько на базе госсектора, сколько наряду с ним. Сохранив контроль над ценами, государство предоставляло дешевые кредиты госпредприятиям, благодаря чему их продукция росла почти также быстро, как и новых предприятий частного сектора. Тем не менее удельный вес продукции, подпадающей под директивный план, сократился за 1980–2000 гг. с 40 до 5%, а доля госпредприятий в валовом объеме промышленности – с 77,6 до 23,5%. В конце 1990-х гг. были проведены выкуп у коммерческих банков долгов госпредприятий и выпуск на сумму имущества предприятий акций с размещением на фондовом рынке, после чего официально объявлено, что в КНР остались лишь две убыточные отрасли – угольная и военная.

Крупнейшей китайской промышленной компанией стала государственная нефтехимическая корпорация (1983 г.), преобразованная в ходе реорганизации в Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (1998–1999 гг.), с отделением от нее нефтедобывающей Петрочайна и нефтеперерабатывающей Синопек (Китайской нефтяной и химической корпорации) – крупнейшей компании КНР, акции которой обращаются на бирже, а основным инвестором осталось государство.

Одновременно иод лозунгом "удерживать крупное, отпускать малое" власть санкционировала переход небольших госпредприятий в собственность их директората. Но уже до этого вне госсектора были созданы миллионы мелких кустарных и торговых предприятий, благодаря чему к 2000 г. сравнялась доля занятых в сельском хозяйстве (50%) и в других сферах (22,5% в промышленности, 27,5% в сфере услуг), хотя доля сельского населения еще составляла 63,4% (в 1979 г. – 80%). На предприятия, как государственные, так и частные, стало приходить более грамотное население.

3. Армия. Основное направление – совершенствование сил быстрого реагирования, оснащение парком военно-транспортных средств; рост доли расходов на военные НИОКР в таких отраслях, как авиа- и судостроительная, атомная, радиоэлектронная.

4. Высокие технологии – через реализацию специальных госпрограмм (с 1980 г.) и политику "технология в обмен на рынок" (1992 г.), т.е. уступку ТНК части национального рынка в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий (СП). Для СП с иностранным капиталом было предусмотрено снижение ставки подоходного налога до 15%, инвесторов, предоставлявших передовые технологии, – льготы вплоть до полного освобождения от налога.