Четвертая – философская теория антропогенеза

Суть концепции заключена в понимании функционирования системы "универсум — человек". В основе концепции лежит материалистическая картина мира. Человек — порождение универсума и, явившись ему, как социальная материя (применительно к Земле), он, одновременно, стал изменять его. Это противоречие системы "универсум — человек" является основой философского обоснования происхождения человека и объяснения его сущности.

До появления человека универсум (абстрактно-философская содержательная форма) существует в единстве неживых и живых систем, тел и организмов. Эволюция неживого (неорганика) на основе законосообразного взаимодействия материальных предметов (тел) приводит к возникновению жизни (первичных белковых образований), а эволюция живого на базе геносообразного взаимодействия организмов приводит к возникновению человека (социума) — социального уровня материи, социальной субстанции, развивающейся целесообразно.

С точки зрения философии, основанной на диалектическом методе (развитие, взаимодействие, системность, полярность), важно понять источник, причину этой эволюции. Такой источник — противоречие, отношение противоположностей в самом взаимодействии на уровне "неживого — живого", "абиотического — биотического", "неорганического — органического".

Тип системы

Единичный субстрат

Тип

взаимодействия

Альтернативы взаимодействия

Абиотическая,

неорганическая

(неживая)

Тело (предмет)

Законосообразность

а) динамические закономерности

б) статические закономерности

Биотическая, органическая (живая)

Организм

Геносообразность

а) безусловные рефлексы (наследственно закрепленные)

б) условные рефлексы (выработанные в ходе контактов)

Социальная

(социум,

общество)

Человек

Целесообразность

а) социокультурные программы

б) творческие программы

Неживые тела, предметы (абиотика, неорганика) взаимодействуют на основе объективно существующих законов, в частности, молекулярного уровня, изменения состава и строения вещества, электромагнитного изменения, гравитации, то есть физических, химических и механических законов: законосообразно.

Живые организмы (биотика, органика) развиваются на основе взаимодействия по законам белковых образований -> ДНК — гены, т.е. геносообразно.

ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота — высокополимерное природное соединение, содержащееся в ядрах клеток живых организмов; вместе с белками-гистонами образует вещество хромосом. ДНК — носитель генетической информации, её отдельные участки соответствуют определённым генам. Молекула ДНК состоит из 2-х полинуклеотидных цепей, закрученных одна вокруг другой в спираль. Цепи состоят из 4-х типов нуклеотидов (азотистых оснований: аденин, гуанин, цитозин, тимин). Сочетания 3-х рядом стоящих нуклеотидов в цепи ДНК (триплеры, или коды) составляют генетический код. Если нарушить последовательность нуклеотидов, то произойдут наследственные изменения — мутации. ДНК точно воспроизводится при делении клеток, что обеспечивает в ряду поколений клеток и организмов передачу наследственных признаков и специфических форм обмена веществ.

В 1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик построили модель так называемой двойной спирали ДНК (гипотеза Уотсона-Крика), которая объясняла, каким образом генетическая информация может быть записана в молекулах ДНК и в то же время позволила высказать предположения о химических механизмах самовоспроизведения этих молекул. Это привело к бурному развитию молекулярной биологии.

Социальные системы взаимодействуют посредством взаимной целесообразности, исходя из объективных условий бытия, а также изменяя условия жизни и деятельности, то есть целесообразно.

В этом подходе заключена суть философского антропогенеза, философско-антропологической концепции происхождения человека, которая не альтернативна естественнонаучной концепции, а базируется на ней. Её построение имеет реальные естественнонаучные черты, способствовавшие подтверждению универсальности философских антропологических построений, стоящих на незыблемых диалектических принципах.

Означенная концепция происхождения человека (социальной материи) не замыкается только на нашу планету, она вселенская. Другой вопрос: каким он — вселенский человек, вселенская социальная материя являются по форме и каким наполнены ОГЛАВЛЕНИЕм? Сколько ещё понадобится времени, чтобы этот вселенский человек, вселенское социальное существо объявился? Годы, столетия, тысячелетия? Или оно (они) уже осваивают и преобразуют Вселенную? На этот вопрос философия ответа не даёт, так как это не её функция. Функция философской антропологии — методологическая, её мы и обозначили в соответствии мировоззренческими позициями.

Сущность человека как биосоциального существа

Кто есть человек? Какова его природа? Что он собою представляет? В чём состоит его сущность? В этих вопросах заключён главный смысл проблемы человека философского уровня.

Существуют четыре подхода к этой проблеме:

- во-первых, человек — социальное существо;

- во-вторых, человек — биологическое существо;

- в-третьих, человек — и биологическое, и социальное существо;

- в-четвёртых, человек — социальное существо с полноценной биологической основой (природной, биотелесной, естественной).

Наиболее предметна четвёртая позиция, учитывающая принцип снятия высшим низшего, социальным биологического. Это значит, что все социальные характеристики человека в конечном счёте базируются на его биологической основе, хотя эта биологическая основа преобразуется социальным.

Четвёртый подход открывает перспективы исследования не только социального, но и биологического в человеке, хотя мало внимания уделяется телесному (механико-физико-химическому) в человеке.

В интересующем нас аспекте о сущности человека возможны различные ситуации:

- человек появился биологически, а социально ещё не состоялся (новорожденный);

- человек биологически не существует, а социально живёт (в памяти поколений — российский Император Пётр I, земский староста К. Минин и князь Д. Пожарский, первый космонавт Ю. Гагарин);

- человек умер биологически, но существует как тело (мавзолеи);

- человек умер социально, но живет биологически (наркоман).

Актуальной и сегодня является проблема биологической и социальной жизни и смерти человека, смерти и бессмертия:

а) идеалистические концепции склонны утверждать биологическую вечность, бессмертие человека;

б) материалистические концепции трактуют бессмертие как социальную жизнь человека, но после его биологической смерти: человек продолжает жить в памяти поколений (родных и близких) своими прошлыми делами, учениями, учениками, книгами, открытиями, идеями...

Итак, сущность человека биосоциальна.

Биологическое выражается в морфологических, физических, генетических явлениях, а также нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других организменных процессах человека.

Социальное соответствует уровню социума в конкретный исторический период развития общества: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, информационный.

Кроме того, необходимо учитывать душевный и ментальный фон, то есть внутренний мир человека — психические процессы, волю, переживания, чувства, характер, темперамент; ценностные ориентации, обусловленные национальным бытием, традициями.

На отдельное место необходимо поставить разум, сознание, мышление — духовное бытие человека.

Итак, человек — разумное биосоциальное существо со сложившейся психикой и ментальными особенностями.

Человек не просто арифметическая сумма биологического и социального, а их интегральное, системное единство, приводящее, при определённых условиях, к появлению новой качественной ступени индивида — становлению человеческой личности, персоны.

Назначение человека — деятельность, творчество во всех сферах жизни общества: экономической, экологической, управленческой, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной, оборонной и общественной безопасности, а также в их многообразном видовом профессиональном спектре.