Человек в системе социальных связей

Человек как социальное существо живет в сложной системе социальных связей. Все мы, обитающие в этом мире, связаны между собой определенными узами. Мать лелеет свое дитя. Если она откажет ему в опеке, он просто погибнет. Но мать и не собирается бросить на произвол судьбы родное чадо. Между ней и ребенком – кровнородственные отношения. Не будь таких уз, человечество перестанет существовать. Что будет, если бросить маленьких детей в пространство, где нет ни любви, ни заботы, ни взаимного общения, ни воспитания?

Однако ребенок имеет обыкновение подрастать. Теперь у него появился круг сверстников. Ребята не связаны между собой тайной рождения в одной семье. Они вообще не родственники. Что же их объединяет? Подростки ходят в школу, и здесь рождаются уже совершенно другие узы. Ребята вместе учатся, играют... У них даже вырабатывается своеобразный язык общения и некие правила совместного поведения.

Но когда в класс входит учительница, можно наблюдать совсем иные контакты. Учитель – это воспитатель, духовный наставник, носитель знаний. Но вот юноша закончил школу. Он теперь поступил на работу. Меняется и тип отношений. Руководитель фирмы, где обосновался выпускник школы, ждет от своего служащего конкретных результатов труда. Отношения во многом формальные, без эмоций. Ты выполняешь свою работу – я тебе выдаю зарплату. Мы можем наблюдать здесь рождение экономических отношений. Человеческое общество – это сложная живая система. Внутри общества самым засмысловатым образом переплетаются экономические, политические, культурные, моральные отношения. Для наглядности можно представить себе общество в виде огромного ветвистого дерева. Можно изучать корни, ствол, ветви, листья... Но разве можно судить о дереве, изучая только, скажем, ствол или листочки. Общество – это некая целостность.

Человечество – собирательное понятие, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей человека разумного. В истории философии можно выделить по крайней мере три взгляда на проблему. Первая версия исходит из того, что человечество существовало всегда, поскольку на земле жили разные народы. Условное объединение этих народов, их сближение характеризовалось понятием человечества. Для этой концепции характерна тенденция отождествлять человечество с каким-нибудь одним ареалом. Так, в античной культуре существовало деление на эллинов и варваров. Представление о человечестве закреплялось за цивилизованным сообществом. В XIX в. многие мыслители, в частности, Ф. Ницше, говорили о "европейском человечестве".

Вторая версия (возможно первая по времени возникновения) сводится к истолкованию человечества как некоей общей судьбы, истоки которой восходят к глубочайшей древности, к доисторическим временам. Это по существу мифологема. К ней относится древнегерманское (общемифологическое) противопоставление Митгарда Утгарду. Однако получалось, что не все народы попали в этот поток. Так, европейцы полагали, что из общей судьбы выпали дикие народы. Многие философы рассматривали человечество как общий символ, образование, которое включает в себя всех людей. При этом главное внимание уделялось проблемам покорения природы или сближения с ней, а также нравственного воспитания народов.

Наконец, существует точка зрения, согласно которой проблемы сводятся к историческому пониманию человечества как единства, которое сложилось постепенно, в определенное историческое время, – народы постепенно входят в человечество. По мнению В. С. Соловьева, основанием для единства человечества стали так называемые положительные религии. Мысль о единстве родовых оснований человечества возникла давно. Достаточно напомнить базисные идеи "космоса", "ойкумены", которые указывают на чувство единения и тотальности, присущее всем людям, населяющим планету. Раннее христианство было одушевлено понятием "ойкумены" как образом общего обжитого мира. Христианство можно рассматривать как провозвестие человечества. В XIX в. Маркс и Энгельс полагали, что рождение общемировой цивилизации следует связывать с развертыванием производительных сил, хозяйственных связей, средств коммуникаций. Формирование всемирного рынка, всемирных экономических отношений – путь к окончательному завершению идеи человечества.

Вместе с тем неоднократно высказывалась мысль о том, что понятие человечества вообще бессодержательно, поскольку никакой реальности оно не выражает. Человеческий род разделен социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский ввел понятие культурно-исторического типа. По его мнению, совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, – исторический тип, т.е. некая изолированная культура с уникальными особенностями. В этом феномен Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства.