Человеческий капитал и эффективность его использования

XX век был наречен веком человеческого капитана, в еще большей степени это относится к XXI в., когда человеческий капитал становится основным двигателем экономического развития и стратегическим ресурсом инновационной экономики. Основные компоненты человеческого капитана образуют врожденные способности, общее образование и профессиональная подготовка. Под человеческим капиталом понимаются знания, умения, накопленные человеком в процессе образования, профессионального обучения, которые применяются в трудовой деятельности, не истрачиваясь, а, напротив, все более совершенствуясь, и приносят доход его собственнику.

Генезис функций человека в производстве знаний и в их применении в хозяйственной деятельности уходит в те времена, когда знания выступали в виде производственных навыков и умений, которые непосредственно передавались от мастера ученику. Первую попытку оценить человеческий капитал осуществил один из основателей политэкономии Уильям Петти (1623—1687) в работе "Политическая арифметика" (1690).

Теорию человеческого капитала разработали нобелевские лауреаты американцы Теодор-Уильям Шульц (1902—1998) и Гарри-Стэнли Беккер (род. 1930). Согласно теории, под человеческим капиталом понимаются приобретенные знания, навыки, энергия человека, которые используются в производстве товаров и услуг наряду с другим фактором — физическим капиталом (средствами производства).

Шульц рассматривает человеческие ресурсы как форму капитала, поскольку они служат источником будущих заработков и (или) будущих удовлетворений потребностей. Он утверждает, что человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой — вещественному капиталу. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит экономического эффекта. Труд как фактор производства преобразуется в человеческий капитал постепенно с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы.

В структуру инвестиций в человеческий капитал, но мнению Шульца, включаются издержки на получение образования, профессиональной подготовки, на поддержание здоровья, а также издержки, связанные с поиском работы, миграцией, получением необходимой информации. Особенность человеческого капитала заключается в том, что, независимо от источников его формирования (собственных, государственных или частных), его использование контролируется самим собственником. Человеческий капитал оценивается доходом, который он способен обеспечить.

Беккер утверждал, что вложения в образование, медицинское обслуживание, социальные программы, направленные на сохранение, поддержку, пополнение кадров, равнозначны инвестициям в создание или приобретение новой техники и технологий, ибо в будущем они также возвратятся с прибылями. Предельная норма отдачи от вложений в образование и профессиональную подготовку сопоставимы с доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковских вкладах, дивидендами от ценных бумаг). Экономическую эффективность образования ученый определял разностью пожизненных заработков между теми, кто получил высшее образование, и теми, кто не пошел дальше средней школы.

Среди издержек на обучение главным элементом являются заработки, утраченные за годы обучения, которые определяют ценность времени, затраченного на формирование человеческого капитала. Беккер различает общие и специальные инвестиции в человека, которые соответственно формируют и повышают качество общего человеческого капитала и специального человеческого капитала. Общий человеческий капитал формируется в школе, колледже, университете, где приобретаются знания и навыки, повышающие общую производительность человеческого капитала.

Специальный человеческий капитал создастся непосредственно на рабочих местах, где приобретаются специальные знания, навыки, компетенции, повышающие производительность труда. Специальные компетенции повышают производительность труда в конкретной фирме, которая получает доход от повышения производительности специального капитала работников. Введение Беккером понятия "специальный человеческий капитал" позволяет понять, почему работники с большим стажем работы на одном месте реже меняют место работы.

В современной экономике социальная сфера становится главным фактором расходов всего общества; развитие человеческого капитала требует инвестиций государства, бизнеса, домашних хозяйств (семьи) и индивидуумов. Они включают затраты на образование и обучение, подготовку и переподготовку кадров на производстве; на науку, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); на инновации, стимулирование инновационной деятельности

и создание интеллектуальной собственности; на информационно-коммуникационное обеспечение; на медицину и экологию; на рекреационные услуги, культуру, спорт и др.

За 2008—2011 гг. совокупные государственные и частные расходы на здравоохранение в США увеличились с 16,6 до 17,9% ВВП; в Канаде — с 10,3 до 11,2; Великобритании — с 8,7 до 9,3; Франции — с 11 до 11,6; Германии — с 10,7 до 11,1; Италии — с 9 до 9,5; Японии — с 8,6 до 7,2; Бразилии — с 8,3 до 8,8; ЮАР — с 8 до 8,5; России — с 5,1 до 6,2; Китае — с 4,6 до 5,2; Индии — 3,9 и 3,9% ВВП. В 2006—2012 гг. государственные расходы на образование в Норвегии составили 7,3% ВВП, в ЮАР — 6, Франции — 5,9, Великобритании — 5,6, Бразилии — 5,6, США — 5,4, Италии — 4,7, России — 4,1, Индии — 3,3, Китае — 1,9% ВВП.

Всемерное развитие системы образования и подготовки кадров стало главной задачей государства в условиях набирающего силу инновационного развития, которое сопровождается изменением и повышением требований к квалификации, появлением новых профессий. За 1995— 2010 гг. средняя продолжительность обучения в США увеличилась с 12,6 до 13,1 лет, в Германии — с 9,2 до 11,8, России — с 10,2 до 11,5, Китае — с 6,4 до 8,2 лет. По оценкам ОЭСР, один дополнительный год продолжительности образования в среднем по стране может увеличить уровень занятости на 1,7 п.п., производительность труда — на 5%.

Затратами на срок обучения среднестатистического работника в течение его жизни (13—14 лет) принято оценивать величину человеческого капитала. К XXI в. человеческий капитал мира достиг 365 трлн долл., в том числе доля развитых стран приблизилась к 60%, в том числе США — 26%; доля СНГ составила 11%, в том числе России — 8%; Китая — 7, Индии — 3%.

Современное производство предъявляет спрос на хорошо подготовленную и обученную рабочую силу; ускорение темпов технологического обновления производства требует постоянной реновации человеческого капитала, приобретения новых компетенций. Необходимость совершенствования и приобретения новых знаний и умений связана и с мобильностью работников, с переходом другие фирмы, другие отрасли, в иные сферы деятельности, что часто вызвано увольнениями и безработицей.

Международная стандартная классификация образования выделяет три уровня образования — начальный, вторичный и третичный. Начальный уровень — это неполное среднее образование. Во вторичном уровне различаются два направления профессиональной подготовки: получение первичных профессиональных навыков без продолжения образования и общая теоретическая подготовка, предполагающая дальнейшее профессиональное обучение.

Вторичное образование включает обучение профессии часто с участием конкретных фирм, что обеспечивает связь с рынком труда. Во многих европейских странах вторичное образование имеет более половины населения в возрасте 25—64 лет, в том числе в Германии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии, Швеции, Швейцарии, Эстонии.

Третичный уровень означает широкое академическое образование с теоретической подготовкой на базе университета или колледжа с выделением двух ступеней — среднее специальное образование (третичное Б) и высшее специальное (третичное А). В 2011 г. Россия занимала первое место в мире по доле лиц, имеющих дипломы о высшем образовании, во взрослом населении, которая составила 53,5%, в Канаде — 51,3, Японии — 46,4, Израиле — 46,4, США — 42,5, Южной Корее — 40,4, Великобритании — 39,4, Финляндии — 39,3, Австралии — 38,3%.

Компетенции, приобретенные в процессе получения общего образования, постепенно устаревают и требуют подпитки новыми знаниями. Приращение квалификации, улучшение навыков и компетенций происходит различными способами: неформально в процессе трудовой деятельности, где накапливается специфический человеческий капитал; в результате организованных занятий на обучающих курсах (тренинги, обучающие практики), которые финансируются самим работником или работодателем.

Организованное обучение и переобучение ведет к росту производительности труда и заработков. Тренинг по месту работы направлен на поддержание соответствия компетенций работников постоянно меняющимся экономическим и технологическим требованиям и диктуется спросом со стороны производственного процесса. В развитых странах неделя обучения в процессе трудовой деятельности сопоставима с выгодой от годового образования.

Полную реновацию человеческого капитала можно осуществить за два года, если ежегодно в стране проводить профессиональное обучение с охватом половины работающих, и за пять лет, если ежегодно обучаются по 20% работников. В 2010 г. в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции более 60% работников прошли профессиональное обучение; в Австралии, США, Нидерландах, Канаде, Швейцарии, Бельгии, Германии — от 55 до 60%, в России — 15%.

Страны-лидеры в области инноваций имеют высокие показатели подоле работников, имеющих базовое третичное образование и профессиональное обучение, в общей занятости. В 2010 г. по этому показателю впереди были Дания, Норвегия, США и Финляндия (40%), за ними следовали Франция и Германия (20—25%); Россия (12%); Португалия, Чехия, Греция, Болгария — около 5%.

В экономике, базирующейся на знаниях, инновационных и информационно-коммуникационных технологиях, человеческий капитал, особенно его интеллектуальная составляющая, прочно занял доминирующие позиции. Главными носителями человеческого капитала являются высокообразованные работники сферы интеллектуального труда, занимающиеся производством, применением и распространением нового или обновленного знания; их называют интеллектуальными работниками (knowledge workers) и включают в интеллектуальные человеческие ресурсы (человеческие ресурсы в сфере науки и технологий).

Интеллектуальные человеческие ресурсы представляют собой совокупность лиц, получивших полное третичное образование и/или занятых научно-технической и другими видами интеллектуальной деятельности, для которой требуются высокая квалификация и высокий инновационный потенциал. Эти лица работают в области науки и техники, информационно-коммуникационных технологий, здравоохранения, образования, бизнеса и администрирования, в сфере права, культуры, гуманитарных наук и родственных профессий.

Спрос на интеллектуальный труд, основанный на применении совокупности знаний, аналитических и коммуникационных способностей, возрастает в связи с развитием знаниеемких видов деятельности. Количество исследователей в сфере НИОКР в ЕС-27 за 2007—2011 гг. увеличилось с 2170 тыс. до 2545 тыс., их доля в общей занятости поднялась на 18,1% и составила 1,17%; в России за 2000—2011 гг. количество исследователей снизилось с 426 тыс. до 375 тыс. В 2011 г. доля ученых и инженеров в общей занятости в Швеции составила 10,3%, Великобритании — 10,2, Финляндии — 9,1, Нидерландах — 8,3, Германии — 7,9, Франции — 7,1, России — 6,8%.

Уровень развития и эффективность человеческого капитала в 2010— 2011 гг. характеризуют следующие показатели, рассчитанные как среднеарифметические по шести странам, включая Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Нидерланды, Францию:

• ВВП на одного занятого в среднем составил 82,3 тыс. долл.; в России — 40,5 тыс. долл.;

• доля инновационно активных предприятий в общей массе предприятий шести стран в среднем составила 45%, в России — 9,3%;

• число патентных заявок на 1 млн занятых в среднем составило 270,1; в России — 44,4;

• объем наукоемкого экспорта на одного занятого в среднем составил 4695,2 долл.; в России — 77 долл.

Индекс развития человека (ИРЧ) как комплексный показатель отражает совершенствование законодательства, осуществление политики развития, а также финансирование знаниеемких отраслей и видов деятельности, включая науку, образование, здравоохранение, информатику, телекоммуникации и др., которые способствуют повышению творческого потенциала общества, наращиванию человеческого капитала, повышению качества жизни.

При определении рейтинга по ИРЧ учитывается множество факторов: положение в области прав человека и гражданских свобод, возможность участия в общественной жизни, социальная защищенность, степень территориальной и социальной мобильности населения, уровень культурного развития населения, доступ к информации, здоровье, уровень безработицы, состояние преступности, охрана окружающей среды и др.

Индекс развития человека характеризует уровень "качества жизни", измеряет достижения страны по трем основным направлениям, для которых оцениваются следующие индексы:

• индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

• индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения;

• индекс валового национального дохода: уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВИД) на душу населения по ИПС.

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений, их средне арифметическое представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИРЧ и классифицируются по четырем категориям. В 2013 г. страны с очень высоким уровнем ИРЧ имели показатель в пределах 0,955—0,906, с высоким уровнем — 0,901—0,76, со средним уровнем 0,754-0,645, с низким уровнем ИРЧ - 0,636-0,304.

В 2013 г. в группу стран с очень высоким индексом развития человека вошли 13 стран, в том числе (по рейтингу) Норвегия, Австралия, США, Нидерланды, Германия, Новая Зеландия, Ирландия, Швеция, Швейцария, Япония, Республика Корея, Исландия, Гонконг. Россия (0,788) вошла в группу стран с высоким уровнем ИЧР и заняла 55-е место в рейтинге; Бразилия (0,730), Китай (0,699) — в группу со средним уровнем ИЧР и соответственно заняли 85 и 101-е места; ЮАР (0,629) и Индия (0, 554) в группу с низким уровнем и заняли 121 и 136-е места. За 2000—2013 гг. ИРЧ Индии повысился в 1,2 раза, Китая — в 1,19 раза, России — в 1,14 раза, Бразилии — в 1,1 раза.

Инновационный тип развития современной экономики обусловил особенности формирования и развития человеческого капитала. Это, во-первых, непрерывность образования и, во-вторых, его неразрывная связь с производственной деятельностью, что способствует активизации творческих возможностей, накоплению знаний и навыков, умению их применять, т.е. по существу вырабатывать новые ноу-хау.

В основе информационной экономики лежит творческое взаимодействие персонала в инновационном процессе. Уровень творческого взаимодействия коллектива определяется интеллектуальным капиталом компании, ее нематериальными (неосязаемыми) активами, которые создаются работниками и принадлежат компании. Неосязаемые активы компании включают человеческий капитал и структурный капитал. Интеллектуальный капитал фирмы — это совокупность знаний, умений, компетенций, творческих способностей работников и разделяемые ими ценности; структурный капитал включает техническое и программное обеспечение, базы данных, организационную систему, патенты и торговые марки. Интеллектуальный капитал компании оценивается соотношением рыночной стоимости компании и ее чистой балансовой стоимости.

По экспертным оценкам, в начале XXI в. доля лиц, в трудовой деятельности которых преобладало творческое начало, составила в США, ФРГ, Великобритании, Японии — 44—47% занятых. Это ученые, менеджеры, предприниматели, квалифицированные рабочие, врачи, преподаватели и другие специалисты с креативным характером деятельности. Для повышения интеллектуального потенциала общества важны востребованность человеческого капитала, социальный престиж профессии, достойные заработки.