Частота исполнения ролей

По данному признаку в результате опроса 33 руководителей были получены результаты, нашедшие отражение в табл. 16.

Таблица 16

Наименование роли руководителя

Частота исполнения

Эпизодическое

Периодическое

Постоянное

Р-администратор

3

3

27

Р-организатор

1

4

28

Р-психолог

7

13

13

Р-экономист

7

15

11

Р-мотиватор

6

15

12

Р-предприниматель

12

11

10

Р-технолог

8

11

14

Р-маркетолог

18

10

5

Р-стратег

11

12

10

Р-инноватор

11

12

10

Р-юрист

20

10

3

P-регулировщик конфликтов

18

5

10

Р-исполнитель команд "сверху"

8

11

14

Если суммировать две частоты – постоянную и периодическую, – то распределение ролей имеет следующий вид (в порядке убывания): организатор (32), администратор (30), психолог и мотиватор (по 26), экономист (26), технолог (имеется в виду порядок выполнения работ) и исполнитель команд "сверху" (по 25), стратег и инноватор (по 22), предприниматель (21), маркетолог и регулировщик конфликтов (15), юрист (13).

Предпочтение ролей. Далее руководители оценили тринадцать предложенных ролей по признаку "нравятся больше всего". Сообразно полученным результатам проведена группировка ролей от "нравится больше всего" до "нравится меньше всего". Предпочтение ролей – это отношение руководителя к своему ролевому репертуару, находящее выражение в различных оценках.

Первое место заняла роль организатора (19 чел.). На втором месте оказались роли инноватора (13), стратега (11) и технолога (10). На третьем месте – роли мотиватора (9), администратора (8) и психолога (8). И, наконец, в четвертую группу входят роли экономиста (4), юриста (4), предпринимателя (3), регулировщика конфликтов (3), исполнителя команд "сверху" (2) и маркетолога (1).

Таким образом, руководителям нравятся функции, связанные с ролями организатора, инноватора, стратега и технолога. Получается Вперед деловая модель:

Определяю перспективные и текущие цели и задачиорганизую их выполнениепри необходимости совершенствую работу.

Самая нелюбимая роль маркетолога оказалась и самой уязвимой, т.е. по ней у руководителей (по их мнению) меньше всего было знаний, навыков и умений. Таким образом, чем меньше ролевая компетентность, тем сильнее боязнь исполнения данной роли.

Трудные роли

В предложенном самооценочном листе руководители также отметили роли, которые даются им с большим трудом. Для систематизации ролей по этому признаку введена Вперед градация: наиболее трудные роли; роли средней трудности; менее трудные роли.

В подгруппе наиболее трудных ролей оказались роли экономиста (15), исполнителя команд "сверху" (13), предпринимателя (12), юриста (11), маркетолога (10) и регулировщика конфликтов (9).

По оценкам руководителей, трудность этих ролей обусловлена явной недостаточностью экономической, предпринимательской, юридической, маркетинговой и социально-психологической подготовки применительно к особенностям собственной деятельности.

Подгруппу средней трудности составили роли психолога (6), администратора (4), стратега (4), инноватора (4) и мотиватора (3).

Наименее трудными оказались роли организатора (1) и технолога (0).

Полученные данные выражают потребности опрошенных руководителей в определенных знаниях, навыках и умениях. При этом потребности у каждого из них, несмотря на одинаковость профиля работы, индивидуальны. Поэтому возникает естественный вопрос: "Каким образом они могут удовлетворить эти потребности?" В связи с этим представляется важным решение следующих проблем.

Первая – подготовка специалистами особого рода пособий, которые условно можно назвать литературой для самообучения, или "заочный преподаватель". Это особый род учебной литературы, требующий от создателей знаний, навыков и умений в области так называемой "дидактической информации".

Вторая – возможность освоения в удобной форме учебных дисциплин или одной дисциплины по выбору. Как показывает практика, "учебный маркетинг" в вузах находится на "групповом уровне" и в основном ориентирован на комплекс учебных дисциплин и обучаемых (как потребителей), объединенных в учебные группы. Однако индивидуальное обучение находится на нулевой отметке.