Частные закономерности

Если общие вопросы можно обсуждать в принципе, то в классе нужно действовать конкретно: здесь справедливые в общем и целом рекомендации помогают мало. Нужно четко знать, сколько упражнений, задач необходимо и достаточно выполнить для того, чтобы сформировались полновесные навыки, сколько времени нужно, чтобы дети усвоили материал определенного объема и трудности, сколько школьников надо будет опросить на уроке и т.д. Обоснованно отвечать на эти вопросы позволяют конкретные (специфические, частные, аспектные) закономерности, раскрывающие связи между отдельными факторами во всех компонентах эдукационной системы.

Специфические закономерности учебного процесса разработаны значительно лучше, чем процесса воспитания. Это объясняется отчасти тем, что дидактика как наука об обучении вначале не включала в себя воспитание – оно было делом семьи и церкви, а школа должна была давать знания, учить грамоте. Воспитательные действия в эдукационном процессе лишь подразумевались, тогда как на первый план выступало обучение. В настоящее время приоритеты изменились: ныне школы занимаются воспитанием даже в большей степени, чем обучением.

Выделяют шесть основных компонентов дидактической системы:

1) содержательно-процессуальный, объединяющий такие общие характеристики учебно-воспитательного процесса, как цели, ОГЛАВЛЕНИЕ, виды, методы, средства, способы, формы педагогического сотрудничества;

2) гносеологический, который относится к аспекту познания учениками под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя;

3) психологический, относящийся преимущественно к внутреннему миру учеников и учителей, познавательной деятельности учеников, психологическим взаимоотношениям (общению) сотрудничающих индивидов;

4) кибернетический, в котором находят отражение все многообразие связей, существующих в учебно-воспитательном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное – управление усвоением информации;

5) социологический, охватывающий отношение между участниками учебно-воспитательного процесса. В данном компоненте отражаетсянетолько конкретное взаимодействие учителей и учеников, но и более общие социальные взаимосвязи: направленность, социальная значимость обучения и т.д.;

6) организационный, представляющий учебно-воспитательный процесс в аспекте интеллектуального труда. Сюда относятся: организация учебного и преподавательского труда, его материально-техническое оснащение, стимулирование, продуктивность, рентабельность и др.

Соответственно структуре педагогического процесса выделяют действующие в каждом из названных компонентов специфические закономерности: содержательно-процессуальные, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические, организационные. Почти для всех приведенных ниже формулировок закономерностей справедливо уточнение "в известных пределах", которое может показаться не совсем обычным (эти закономерности отмечены звездочкой). В строгих формулировках такие пределы должны быть обязательно зафиксированы: компьютер откажется выполнять вычисления, если не установлены интервалы. Но, выигрывая в строгости, наука неизбежно удаляется от жизни. Введение ограничений затемняет смысл связи, делает ее труднопостижимой. Поэтому, раскрывая смысл связи, не всегда целесообразно регламентировать ее характеристики, особенно если не предполагается выполнять вычисления. В данном случае уточнение "в известных пределах" означает: в обычных, реальных, разумных рамках массового обучения.

Для большинства конкретных закономерностей выведены кривые, раскрывающие их действие в любой точке охватываемой ими области.