Частные и корпоративные формы поддержки культуры (зарубежный опыт)

Наиболее масштабную поддержку в мире культура получает в Соединенных Штатах. Финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа, поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и тиражируемый продукт) в США, осуществляется по четырем каналам: 1) за счет доходов от собственной деятельности; 2) доходов от инвестиций; 3) за счет средств, выделяемых из государственного бюджета; 4) за счет поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами.

Собственные доходы (выручка от продажи билетов, рекламы, от взносов членов профессиональных ассоциаций и др.) примерно на 55% обеспечивают американские организации культуры необходимыми средствами. Еще около 25% их бюджетов формируется за счет грантов частных и корпоративных фондов, пожертвований частных лиц и компаний. 12% приносят инвестиции в ценные бумаги и около 9% расходов покрывается из государственного сектора.

Вот как распределяются средства, выделяемые на поддержку культуры: музеи получают 34%, на исполнительские искусства расходуется 30%; остальным достается заметно меньше: "смешанным" институциям (местным посредническим агентствам, а также организациям, которые организуют и выставки, и выступления) выделяется 8%, на проекты массмедиа, посвященные культуре и искусству, – 8%, на изобразительное искусство – 7%, на сохранение и консервацию исторического наследия – 6%, на исследования в области культуры и искусства – 3%, на все остальные культурные проекты – 4%.

Сложившаяся в США за последние 40 лет система финансирования культуры доказала свою жизнеспособность.

Она адекватна как состоянию американской экономики, так и запросам потребителей культурной продукции.

Вторая модель современного взаимоотношения культуры и государства с точки зрения финансирования – это британская модель, в которой изначально заложен принцип смешанного многоканального финансирования культуры. Британское финансирование культуры – это финансирование, осуществляемое из двух основных источников: государства и бизнеса, который на определенных условиях становится коллективным филантропом. Возникновение и реализация подобной модели связаны в Великобритании с приходом к власти М. Тэтчер, которая подвергла ревизии существовавшую культурную политику государства и, в результате, урезала сумму средств, выделяемых из бюджета на культуру.

Подобные действия стали причиной совершенствования менеджмента в этой области, стремления организаций культуры к получению собственного дохода, активного развития спонсорства и фандрейзинга, в недавнем прошлом не характерных для Великобритании.

В силу ряда объективных и субъективных причин создатели британской модели финансирования акцентируют внимание на активном взаимодействии организаций культуры и бизнеса. Корпоративное спонсорство становится для Великобритании очень важным механизмом финансирования культуры, паритетным с государственными усилиями. В стране создан ряд посреднических агентств, которые аккумулируют денежные средства для культуры и искусства. Миссия этих агентств заключается в привлечении финансовых средств для культуры и искусства из бизнес-сектора экономики. Главный идеологический аргумент подобных агентств, к которым в первую очередь следует отнести авторитетное в международной среде британское агентство "Arts & Business", более 30 лет возглавляемое К. Твиди: "Поддержка культуры может быть выгодна". Стратегия британского корпоративного спонсорства строится на том, что оно при профессиональной реализации, как со стороны бизнеса, так и со стороны искусства и культуры может стать важным маркетинговым ресурсом, эффективным инструментом интегрированных коммуникаций. В британской модели финансирования культура и бизнес являются двумя сторонами одной медали. Решение о корпоративном спонсорстве принимается, как правило, руководителями корпораций исходя из бизнес-интересов.

Установление прочных связей с культурой мотивируется британскими компаниями стремлением возвышения имиджа, коррекций информационного образа в общественном мнении о том или ином бренде, желанием укрепить свою репутацию, повысить свой социальный статус, решить вопросы брендинга – расширить аудиторию потенциально-лояльных покупателей, укрепить связи с общественностью: внешней (партнерами, клиентами, СМИ, государственными структурами, общественными организациями и другими социальными группами) и внутренней (развить креативные качества собственного персонала, создать психологически комфортную атмосферу внутри корпорации, укрепить командный дух сотрудников). Эти бизнес-задачи не решаются одномоментно и нс приводят непосредственно к немедленному росту продаж, но они укрепляют позиции компании в обществе в целом, что в конечном итоге позволяет достичь главной бизнес-цели – увеличить прибыль.

В Великобритании к настоящему моменту сложились три типа взаимодействий культуры и бизнеса. Первый тип – это взаимодействие на уровне крупного бизнеса – поддержка крупных проектов. Второй тип – это взаимодействие среднего бизнеса на уровне региона, это партнерство с целью развития территорий. И, наконец, третий тип взаимоотношений – это взаимодействие на уровне малого бизнеса. Для Великобритании – эта новая форма реализации культурных проектов, получившая название творческой индустрии.

Государственные культурные учреждения получают во Франции из бюджета государства 100% финансирование, что составляет 80% бюджета на культуру вообще. Другими словами, финансируются под ключ все государственные учреждения культуры, и еще остается 20% бюджета, которые могут распределяться на конкурсной основе среди негосударственных организаций и проектов. Такое положение дел объективно характеризует Францию как государство, которое считает культуру своим национальным достоянием и берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие. Франция, как демократичное рыночное государство, поддерживает инициативность граждан по созданию новых культурных организаций и проектов. Именно им были адресованы 20% средств, которые оставались в казне от финансирования государственных культурных учреждений. Но этих 20% не стало хватать для полноценного развития национальной культуры.

Кроме того, в последнее время бюджет на культуру стал уменьшаться. В связи с этим, используя опыт других развитых стран, где основными формами финансирования культуры давно стали спонсорство и корпоративная филантропия, и во Франции стали по-новому для своих традиций рассматривать взаимоотношения культуры и бизнеса. В 2003 г. Франция приняла закон "О меценатстве". Это уникальный закон, который дает возможность привлекать к культуре новые финансовые средства и в то же самое время не ограничивает свободу творчества. Согласно закону, все, кто вкладывает средства в культуру, получают уникальные налоговые льготы. По мнению специалистов агентства "Admical", во Франции сложилась очень благоприятная обстановка для сотрудничества культуры и бизнеса. Можно добавить – не только корпоративного сотрудничества, но и индивидуальной филантропии. Это обусловлено тем, что налоговые льготы распространяются как на юридические лица, так и на отдельных граждан. Финансовые средства аккумулируются различными фондами, которые затем адресно перераспределяются. Французская статистика весьма красноречива: до 2003 г. в стране было 120 подобных фондов, за два последующих года количество фондов увеличилось до 153, что составляет рост более чем на 30%. Особенности французского законодательства таковы, что каждая компания может создать свой фонд в поддержку социальной и культурной сферы. Аналитики отмечали, что закон о меценатстве создал во Франции необычайно выгодные условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компании вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы) – в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может также быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет (для сравнения: прежде суммы пожертвований могли вычитаться только из налогооблагаемой прибыли, с ограничением в 3,25% от оборота). Французы не остановились на достигнутом и пошли дальше. В декабре 2004 г. был предложен новый законопроект, в соответствии с которым предлагалось увеличить сумму, вычитаемую из налогов, до 66% от суммы пожертвований.

Итак, сегодня французская культура реально имеет многоканальное финансирование. Основные источники этого финансирования следующие:

• Министерство культуры и коммуникаций;

• региональные и муниципальные власти;

• государственные и некорпоративные фонды;

• корпоративная филантропия;

• спонсорство;

• собственный доход.

В мировой практике выделяют следующие формы социальной ответственности.

Административный/социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

Корпоративный кодекс – это формальное изложение ценностей и принципов деловых отношений компаний, а иногда и ее поставщиков и бизнес-партнеров. В кодексе содержатся заявленные минимальные стандарты и поручительства компании их соблюдать, а также требование соблюдения этих стандартов от своих поставщиков, подрядчиков, субподрядчиков и лицензиатов. Кодекс не является законом, поэтому носит обязательный характер только для тех, кто обязался его соблюдать.

Миссия социально ответственной компании – это официально сформулированная позиция компании в отношении своей социальной политики.

Приоритеты социальной политики компании – это зафиксированные в документальном виде основные направления реализации социальных программ компании.

Социальные программы – добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная, спонсорская деятельность и добросовестная деловая практика.

Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.