Возвращение души

Необходимость возвращения души в отечественную педагогику назрела давно. Опираясь на душу как на гранитный фундамент науки, мы сможем, наконец, объективно, без всяких натяжек и глупостей объяснить человеку, находящемуся в процессе воспитания, что и почему с ним происходит. Мы, наконец, сможем откровенно сказать, что воспитание – это не только и не столько управление ростом тела и развитием психических функций, но прежде всего развитие души, раскрепощение ее примата из-под гнета материального тела.

Душа для воспитания не менее реальна, чем физически ощущаемое тело. Отвергнув ее, практическая педагогика превратилась в бездушную машину, формирующую и обслуживающую материального бездушного человека. Многим педагогам до сих пор неизвестно, что от состояния души и духа напрямую зависят мысли и чувства ученика, его успехи и самочувствие, вся его жизнь.

Без нормального питания, регулярного очищения, развивающих упражнений организм, как известно, истощается, слабеет, заболевает, а без чистой, развитой души человеку вообще закрыт доступ в истинно человеческие миры, и никаким материальным благополучием это не компенсируется. Душа нуждается в очищении от зла, в благодатной духовной нище, в умственных и нравственных упражнениях, укрепляющих силы сознания. Этим и должно заниматься воспитание, признающее душу.

Принадлежность человека к двум мирам (духовному и материальному) всегда вводила педагогов в серьезные затруднения. Многие десятилетия они искали источник духовного в телесном, физиологические функции признавали фундаментом психических. В Советском Союзе психологи и педагоги прочно держались за принцип физиологической детерминации сознания и за теорию локализации функций головного мозга. Согласно этой теории психические функции являются продуктами деятельности локальных зон, или "центров", головного мозга. На первый взгляд данное допущение казалось вполне убедительным, поскольку при травмах отдельных участков головы, очаговых воспалениях мозга, опухолях и подобном расстройства психики действительно наблюдаются.

Однако в то же время во многих случаях выяснилось, что при хирургическом удалении значительных объемов мозговой ткани утраченные функции вскоре восстанавливаются. Более того, известны случаи сохранения жизни и сознания людей при почти полной потере мозгового вещества.

Когда отрицается присутствие духа и души, тогда неизбежно приходится прибегать к мифологии и абстракциям. Тогда вместо душевной силы все объясняется некими "скрытыми резервами" организма. Но где скрыты эти "резервы"? Может быть, это резервы энергии? Тогда неясно, что это за энергия, и где ее источник? Если речь идет об энергии души и жизненной силе, все становится на место.

Особенно не повезло педагогике с нравственным воспитанием личности и всех подрастающих поколений. Лозунги, призывы и заклинания, понукающие воспитанников поступать так или иначе, не имеют никакого реального действия. Из педагогических теорий и методик исчезли главные рычаги воздействия на человека – апелляции к его совести, человечности, необходимости жизни в страхе Божьем, вознаграждениях за праведность и наказаниях за разврат.

Как воспитать человека без обращений к его совести? Как разбудить эту совесть и заставить следовать ее зову? Без поддержки педагогов дух и душа угасают в злобе, унынии, гордости, страхе, что непременно отражается на состоянии организма и всего человека. Тогда приходят болезни душевные и телесные; житейские беды; ранняя старость и преждевременная смерть. Сколько совести – столько человека. Лишь совесть делает нас теми, кем мы должны быть.

Совесть есть высшая форма сознания; "голос Бога в душе", как очень точно определили святые отцы. Она может быть дана человеку как природный дар, например, за праведность родителей; может быть разбужена в детстве благодаря правильному воспитанию; может быть стяжаема собственными усилиями на ниве благочестия. Во всех случаях пробуждение совести – великое благо для человека, а потеря ее или попытка заглушить – страшная беда.

Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Любая нравственная неполноценность (даже ничтожно малая) становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В. Ф. Чиж рассматривал душевное равновесие в качестве эталона психического здоровья.

Если на обличающий голос совести душа, образно говоря, "затыкает уши" или "зажмуривается", чтобы не видеть своего зла, высвеченного совестью, то она экранирует себя от непрерывного потока благодати. Питание души Божественным светом прерывается, иногда надолго.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память, а "монолит ума" без "цемента совести" порочен и недолговечен. Умным (целомудренным) бессовестный "интеллектуал" не бывает. Именно этим объясняется то, почему люди одаренные, даже в чем-то выдающиеся, творят порою великие глупости, совершают подлости, становятся преступниками и извращенцами.

Сознание школьника одними ЗУНами (знаниями – умениями – навыками) не разбудить. Всякое мыслительное действие выражается в обдумывании. Мы не знаем, поэтому вынуждены думать. В этом наше несовершенство. Но вместо того, чтобы будить мысль, школа грубо ее давит. Всякая глубокая и настоящая мысль ведет к Богу, а допустить этого материалистическое образование не может.

Сущность мышления должна быть пересмотрена. В силу единства духовной субстанции (эфира) ощущения связаны с появлением образов-представлений, эмоционально переживаемых и запечатлеваемых в памяти. Обозначение образов словами приводит к рождению смыслов и превращает представления в понятия. Все это в совокупности с запоминанием, оценкой и переработкой информации, построением логических (словесных) систем и явлением умозрительных образов (идей), предполагаемых к воплощению, составляет суть человеческого мышления.

Разумная душа живет не одним чувственным восприятием или вычитанными из книг знаниями. Она сама посылает во внешний мир идеи, исходящие из творческих глубин сознания. В основе всех идей, всех проектов и начинаний человека лежит слово.

Цель человека, по Платону, – "достижение высшего блага". Причем личное высшее благо одного человека неотделимо от блага всеобщего, а это всеобщее благо есть Бог – "источник жизни и бессмертия". При осознании человеком его высшей цели и устремленности воли к достижению всеобщего блага положительные чувства укрупняются и крепнут, поглощая остатки негативной эмоциональности.

К этим высшим (сугубо человеческим) чувствам относятся милосердие и сострадание, щедрость и отвага, чувство долга и справедливость. Им сопутствуют терпение, смирение, прощение обид и прочие известные добродетели, которые, в свою очередь, интегрируясь, возводят душу человека к любви – вершине всех положительных эмоций и чувств.

Сердцевина воспитания сосредоточивается на воспитании любви. Объединяя все доброе в человеке, любовь как высшее состояние духа являет собой великую силу, побеждающую смерть. И это не отвлеченная поэтическая метафора, ибо Сам Творец жизни "Бог есть Любовь" (Поел. Иоанна, гл. 4, ст. 8).

Озаренная светом любви душа смиряется, очищаясь от скверны самости; освобождается от страха (гнева и уныния). Недовольство и ропот любовь обращает в радость и благодарение.

Не распыляясь по страстям, эмоциональные силы души накапливаются в положительных чувствах, а в любви наступает резонанс сил. Тогда все существо человека преображается. Душа озаряется Божественным светом и становится целомудренной – обретает мудрость целого. Любящая душа созидает, как подобает богоподобным существам, и уже не смеет разрушать, в том числе предавать, злословить и т.д.

Воспитывайте детей ваших в страхе Божьем, читаем в самых древних российских наставлениях. "Страх Божий – начало мудрости" (Псалом 110, ст. 10). Научить детей каждый раз думать о том, как отнесется к тому или иному поступку Бог, – задача вполне посильная. Если бы люди всегда руководствовались этим чувством, то нам не угрожали бы ни войны, ни экологические кризисы, ни вырождение потомства. В стремлении ко всеобщему благу осуществлялся бы истинный смысл жизни – единение человека с Богом, что представляет собою высшую степень целомудрия (возвращение бессмертия).

Добро как созидательная деятельность есть производное от любви. Зло, наоборот, есть разделение целого. Все, что относится к разъединению – раздоры, споры, разрушения, растление душ, побои, убийства и т.п., – представляет собой действия злых сил. Лукавые и злые слова (даже мысли) наносят вред не только окружающим, но в первую очередь угрожают тем, кто эти слова произносит. По последним данным науки, наши гены слышат наши мысли; воспринимают их и соответственно отражают в генетическом коде потомства.

В процессе жизни человеческая душа проявляет себя как самосознающая личность, которой присущи ум, воля, сила (эмоции и чувства), характер и темперамент, направленность и мировоззрение. Уровень личности определяется прежде всего умом, иерархически царящим над чувствами посредством воли. Правильное мировоззрение согласует их между собой, задавая личности положительную направленность. При отсутствии мировоззренческих ориентиров согласованность душевных сил нарушается.

Мировоззрение – стержень личности, ее становой хребет. Искривление стержня или его изломы уродуют душу. Без мировоззрения личность уподобляется выброшенной на берег медузе, и тогда это уже не личность. В психиатрической норме мировоззрение (хоть какое-нибудь) у человека должно быть. Мы помним, сколько сил уделялось в советской педагогике воспитанию так называемого "коммунистического мировоззрения". Почему бы с таким же усердием не формировать настоящее человеческое мировоззрение? Библию наука не опровергла. Тем не менее, "старая гвардия" школьных учителей (дарвинистов) с упорством фанатиков по-прежнему вдалбливает в детские умы стереотипы ложного мировоззрения.

По-иному мы должны смотреть и на развитие способностей, талантов, дарований. Способности (в первую очередь интеллектуальные) и память (фундамент интеллекта) относятся к врожденным составляющим ума. Однако они не соединяются в целое при недостатке совести (нравственной основы личности) и не развиваются без систематических упражнений. Кроме того, если врожденное слабоумие (олигофрения) и приобретенное (деменция) достаточно закономерно вытекают из умственной отсталости родителей и порочного воспитания детей, то одаренность распределяется по другим (не известным) законам.

Дары Всевышнего, конечно, не случайны, но тайна их распределения сокрыта от нас. Все попытки людей (в прошлом) селекционировать гениев по наследственным признакам окончились полным провалом. Более того, в поколениях людей выдающихся, но далеко не святых всегда было достаточно много вырожденцев. Святость, впрочем, тоже не передается по наследству. В Священном писании есть указания на то, что таланты отпускаются "каждому по его силе" (Мф. 25:15), а затем (на исходе жизни) с каждого спрашивается, как он распорядился этими сокровищами.

Горе тому, кто "зароет в землю" главный дар Бога – талант самой жизни, не приумножив ее в жизнь вечную. У того человека "отнимется и то, что имеет" (Мф. 25:29), т.е. жизнь с перспективой райского блаженства. Но еще раньше, чем наступит физическая смерть, у не желающих умнеть и добреть (любить и прощать) постепенно отнимается способность нормально чувствовать, проявлять волю и здраво рассуждать.

То же самое происходит и со способностями, которые "зарываются в землю". И это не обязательно от пьянства и лени. Направленность ко злу (продажность, разврат и т.д.) также приводят к вырождению талантов. Тогда творческая продукция этих личностей, в духовном и душевном планах, становится ядовитой, и речь заходит уже не об оглуплении бездельников и самодовольных эгоистов, а о демоническом безумии одаренных подонков.

Общая бездуховность приводит к тому, что множество людей, способных еще запоминать цифры, читать и писать, постепенно теряют способность к постижению смысла того, о чем они говорят и пишут. Оперируя формулами и пословицами, многие считают себя уже достаточно умными на основании некоторых ограниченных знаний. Однако еще Гераклит заметил, что "многознание уму не научает".

Один из основоположников европейской педагогики Я. А. Коменский учил, что до шести лет ребенку должны быть привиты: вера, страх Божий, нравственность и добродетели. После этого можно приступать к предметному обучению.

Нельзя насыщать душу произвольным знанием до тех пор, пока не решен главный нравственный вопрос – сознательный отказ человека от зла.

Потеряв начало мудрости – страх Божий – человек потерял все. И никакое знание с тех пор не может возвратить ему утраченного бессмертия. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за свою душу?" (Матфея. 16:26). Так проповедал людям Христос Спаситель, напоминая о дьявольском искушении: обещании богатства и власти над миром в обмен на продажу души.

Сегодня в школах изучают начала Библии, представляемые детям как образцы прекрасной морали, о которой культурному человеку следует знать, но исполнять практически нет необходимости.

Как понимают духовность в России

Фонд "Общественное мнение" опубликовал результаты социологического опроса россиян об их отношении к понятию "духовность" (исследование проводилось в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России методом интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г.; 1500 респондентов; статистическая погрешность – не более 3,6%).

Это слово знакомо 91% респондентов. На вопрос "Как Вам кажется, что такое духовность? Как Вы понимаете это слово?" были получены следующие ответы:

– 25% респондентов связали понятие "духовность" с верой в Бога, религией, церковью ("вера в Бога"; "духовность – единое целое с Богом"; "Господь Бог"; "христианская религия"; "близость к Богу"; "это что-то связано с церковью"; "быть ближе к церкви"; "ближе к религии"; "я своего Аллаха знаю, верю в него и буду верить");

– 21% опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека ("высокая мораль, нравственность"; "это система ценностей"; "доброта и человечность"; "душевный человек"; "взаимопонимание, поддержка"; "доброта, помощь другим людям"); к этой группе высказываний примыкают и суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, мир, гармония ("чистота мыслей и намерений"; "душой чистые люди"; "чистота внутренняя"; "душевные качества"; "это гармония внутреннего мира"; "жить в мире с самим собой" (7% опрошенных);

– 8% участников опроса полагают, что духовность – это прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность ("интеллект человека"; "духовность – это разносторонние знания"; "образованность, чтение книг"; "внутренняя культура"; "культура поведения").

Встречаются и иные интерпретации понятия "духовность". Одни (10% опрошенных) определяют ее как внутренний мир, внутреннее ОГЛАВЛЕНИЕ человека, причем не уточняют, нравственный или интеллектуальный аспект имеется в виду ("богатый внутренний мир"; "богатство души"). Другие (5%) видят в духовности определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию ("мировоззрение"; "работа над собой"; "развитие личности"; "самопознание"). Для третьих духовность – это "вера в хорошее"; "вера, надежда"; "любовь"; "вера в идеалы".

Респондентам был также задан вопрос о том, стало ли в российском обществе больше духовности по сравнению с советским прошлым. В целом 49% считают, что духовности стало меньше, 23% придерживаются прямо противоположного мнения.