Бюджетный дефицит

Проблема дефицита государственного бюджета связана с высоким государственным долгом Франции, который в 2007 г. составил 60%, а в 2010 г. превысил 65% ВВП. По данным министерства экономики Франции, большая часть задолженности приходилась на государственные компании. Так, долг компании Air France возрос до 68 млрд евро, Electricity de France - до 25,8 млрд, Gaz de France - до 4,4 млрд, Reseau ferre de France - до 23,5 млрд, SNCF - до 7,1 мрлд, Charbonnages de France - до 5,1 млрд евро. Традиционно высокий уровень государственной поддержки французских компаний и банков, в сочетании с большой их задолженностью, является предметом критического отношения к Франции со стороны партнеров по ЕС. Например, Еврокомиссия в Брюсселе требовала от компании Electricity de France вернуть в бюджет 888 млн евро государственной помощи, полученной в виде налоговых льгот еще в 1986-1997 гг. Тем самым предпринимались попытки ограничить прямые формы вмешательства государства в экономику. Ранее правительство Франции планировало осуществить это требование до 2010 г.; но грянувший глобальный кризис изменил ситуацию кардинально. Практически все страны ЕС вынуждены были начать массированное экономическое вмешательство государства в процессы регулирования, включая национализации банков и промышленных компаний. Какие могли быть претензии к Франции в этой области в новой ситуации? Ясное дело - никаких.

Региональная политика

Несмотря на культурное и географическое многообразие Франции, проблема региональных диспропорций, в том числе с точки зрения занятости, в стране имеет не менее острый характер, чем в других странах Западной Европы. В 1995-2007 гг., например, безработица в Лангедоке - Руссильоне составила 13,1%, а в Норд-Па-де-Кале - 12,2%; для сравнения: общий уровень безработицы за этот период во Франции составил 10,4%. Среди самых благоприятных регионов оказались

Эльзас и Рона - Альпы, уровень безработицы в них составил 7,3 и 9,5%. К 2010 г. он возрос соответственно до 8,6 и 10,1%, но в целом региональная дифференциация менее значительна, чем, например, в Германии, Италии и Великобритании.

Мощный государственный сектор в экономике Франции служил платформой для проведения региональной диверсификации, создания множества предприятий, особенно малого сектора. Региональная политики была встроена в общую национальную экономическую политику, последняя обеспечивала перелив капитала в "депрессивные" регионы Юга и Севера Франции. В то же время провинциальные власти (префектуры) в 1970-х гг. не имели ни достаточно полномочий, ни ресурсов для того, чтобы играть заметную роль в этой политике. Поэтому проблема регионального развития всецело определялась центральным правительством. В этой сфере действует достаточно развернутых механизмов.

В 1963 г. было создано Delegation a L'amenagement du territoire (DATAR) - агентство, ответственное за решение региональных проблем. В соответствии с законом о децентрализации 1982 г. это агентство было модернизировано, но в целом свои функции сохранило. Оно заключает от имени государства контракты с провинциями и коммунами, содействуя им в решении региональных противоречий.

В то же время выборные органы "среднего звена" - департаментские, а в последние 20 лет областные - уже имеют свои значительные бюджеты. Они позволяют им проводить достаточно результативные мероприятия по "сглаживанию" территориальных диспропорций на "своих" территориях". В разработку этих мероприятий вовлекаются мэры городов, коммуны, деловые сообщества и общественные организации, активно действующие повсюду на местном уровне. В начале 1980-х гг. было создано учреждение DATAR, ответственное за решение прежде всего двух региональных проблем: содействовать развитию депрессивных и отсталых сельских районов и оказывать помощь районам, столкнувшимися со структурными промышленными изменениями (в металлургической, угольной, сталелитейной промышленности и судостроении). Важная региональная роль этого ведомства, с одной стороны, определялась ростом фондов, находящихся в его распоряжении, а также благодаря общей региональной и сельскохозяйственной политике ЕС, новыми полномочиями, предоставленными избранным региональным ассамблеям упомянутым выше Законом о децентрализации.

Региональные власти в настоящее время ответственны за стимулирование экономики регионов посредством поддержки частного сектора промышленности, оказания помощи в развитии коммунальных услуг и улучшения транспорта. Принятый в 1995 г. Закон о региональной политике в некоторой степени вернул власть центру, и правительство вторично стало окончательным судьей в области региональной политики, несмотря на существование "Национального совета", состоящего из выбранных местных и национальных делегатов, выполняющих роль советников в области региональной политики. В середине 1990-х гг. была поставлена задача - в целях сокращения различий в доходах на душу населения по провинциям осуществить перераспределение дохода между регионами. В частности, ставилась задача сократить разрывы на 80-120% от среднего национального уровня. Частично эта задача была решена, и позитивный сдвиг был ощутимым, хотя о полном ее выполнении не приходится говорить. Во французском обществе существует сильная обеспокоенность положением малонаселенных сельских районов из-за неблагоприятного климата и местности, а также из-за сокращающейся занятости и доходов фермерских хозяйств. В длительных спорах относительно реформы сельскохозяйственной политики прослеживается опасность того, что сокращение поддержки фермерства ухудшит ситуацию в сельских районах Франции и усилит региональные различия в них. Правительство президента Саркози планировало проведение административной реформы, имеющей своей целью существенно расширить положение региональных властей в социально-экономической сфере. Но грянувший мировой кризис, как утверждают во Франции, не позволил провести в жизнь ее основные положения, хотя они в целом были одобрены Парламентом.

Промышленная политика

Промышленная политика Франции претерпела основательные изменения за последние 25 лет. До прихода к власти президента-социалиста Ф. Миттерана экономическая политика на протяжении трех десятилетий в целом исходила из позиции поддержки "национальных чемпионов" (крупные фирмы), поощряла их экспансию, в том числе развитие филиалов с быстро развивающимися современными технологиями. Однако решение сконцентрировать усилия государства на ядерной энергии в энергетической промышленности и разработке высокоскоростных сетей железных дорог сократило финансовые возможности государства. Несмотря на несомненный успех политики 1950-1970-х гг., ее существенным недостатком являлось то, что технологические нововведения внедрялись в промышленность медленно, в том числе в силу того, что общий объем расходов на ПИОКР оставался достаточно незначительным. При этом они концентрировались почти исключительно в структурах государственных и частных монополий ("национальных чемпионов"), не выходя за пределы их секторов экономики.

Вмешательство правительства социалистов в промышленную политику после прихода к власти Ф. Миттерана было обусловлено скорее необходимостью модернизации промышленности Франции, чем идеологическими предпочтениями. Так, широкая национализация 1982 г. сопровождалась рядом крупных инвестиционных программ и реструктуризации промышленности. Этот радикальный подход, однако, оказался недолговечным, и в 1983 г. (после мощных финансовых инъекций за счет средств налогоплательщика) начался возврат к автономному управлению компаний на национализированных предприятиях, а также частичная денационализация.

В 1990-е гг., после прихода к власти Ж. Ширака, правительство (и левые, и правые) в промышленной политике начало ограничиваться задачами создания конкурентной среды, способствующей повышению производительности общественного труда, изменениями в налоговой политики и социальной сфере. Прямая поддержка промышленности при этом сокращалась, а помощь национализированным предприятиям оказывалась с целью оплаты текущего дефицита, а также в плане подготовки их к приватизации. При этом все правительства последних двух десятилетий были сторонниками государственного планирования лишь в части реорганизации оборонной промышленности. Эту политику продолжил президент Николя Саркози и его правительство, вплоть до последних времен, когда обстоятельства привели к необходимости изменения этих, казалось бы, долгосрочных ориентиров; это касается прежде всего предприятий, действующих в аэрокосмической области, в сфере нанотехнологий, а также фирм, производящих вакцины. В целом Франция является одной из наиболее привлекательных стран для иностранных компаний в силу наличия всех благоприятных факторов, создающих необходимую деловую среду.