Бюджетное финансирование консультационной службы

Суть финансирования такого рода служб за счет государственного бюджета заключается в стремлении государства развивать экономику путем поддержки деятельности консультационной службы. Государственное финансирование консультационной службы можно рассматривать как одну из многочисленных форм дотаций, особенно на стадии ее формирования. Причем данная форма направлена на развитие отраслей с целью повышения их эффективности и последующего наполнения бюджета за счет роста абсолютной величины налогов. Другими словами, вложение средств в формирование и развитие консультационной службы предусматривает соответствующую отдачу. Мировой опыт создания подобных служб подтверждает высокую степень окупаемости данных вложений: как показали исследования, средняя внутренняя норма доходности (IRR) инвестиций в создание консультационной службы составляет около 40%.

Как сельский, так и городской товаропроизводитель по множеству причин экономического, социального и психологического характера зачастую не готов платить за советы и консультации. Чтобы соответствующим образом подготовить производителя, доказав ему целесообразность взаимодействия с консультационной службой, необходимо само существование службы и ее активное функционирование.

Именно поэтому опыт создания и функционирования аналогичных служб в мировой практике свидетельствует, что основой финансирования всегда служил государственный бюджет (по крайней мере, в начале их формирования и в периоды становления и развития). При этом за счет государственных средств в этот период создается материально-техническая и научная базы консультационной службы, осуществляется подготовка консультантов, специалистов и организаторов службы, строятся информационные потоки, формируется сеть и система взаимосвязей с организациями-участниками (НИИ, ВЦ, лаборатории, предприятия, производящие основные ресурсы, торговые организации и оптовые рынки, частные консультационные фирмы и т. п.).

Перечисленные задачи требуют крупных инвестиций в короткий промежуток времени, что не под силу самостоятельно функционирующей службе без государственной поддержки.

Бюджетное финансирование должно предоставляться только субъектам консультационной службы, получившим аккредитацию.

В объем бюджетного финансирования консультационной службы могут включаться расходы на бесплатные или частично оплачиваемые услуги по предоставлению потребителям государственных информационных ресурсов, перечень которых устанавливается Правительством по статьям "Информатика" федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджетное финансирование консультационной службы федерального уровня должно осуществляться по договорам, заключаемым отраслевым министерством и органами управления промышленности или АПК субъектов Российской Федерации.

Бюджетное финансирование региональных консультационной службы за исключением центров, входящих в структуру органов управления, должно осуществляться по договорам, заключаемым с этими центрами отраслевым министерством по представлению консультационной службы федерального уровня, и по договорам, заключаемым региональными органами управления промышленности или АПК субъектов Российской Федерации.

Бюджетное финансирование районных и/или межрайонных консультационных фирм за исключением центров, входящих в структуру органов управления промышленности или сельского хозяйства, должно осуществляться по договорам, заключаемым с этими центрами отраслевым министерством по представлению консультационной службы федерального уровня и регионального центра, по договорам, заключаемым региональными органами управления промышленности или АПК субъектов Российской Федерации по представлению регионального центра, а также по договорам, заключаемым районными органами управления.

Финансирование консультационных центров, входящих в структуру органов управления промышленности или АПК, осуществляется по сметам на операционные расходы этих органов управления.

Бюджетные средства подразделяются:

1) на федеральные;

2) региональные (республика, край, область);

3) местные (бюджет района).

Каждый из бюджетов имеет определенную функциональную нагрузку. Средства федерального бюджета используются в основном по следующим направлениям:

- создание и развитие материально-технической базы центральных (федеральных) органов управления службой, научно-исследовательских и информащ£онно-вычисл1тгельных центров;

- создание локальных и глобальных информационных компьютерных систем;

- разработка и актуализация общенациональных баз данных, содержащих информацию о рынках ресурсов и продукции для товаропроизводителей, новых технологий и т. п.;

- подготовка и переподготовка кадров для консультационной службы федерального и регионального уровней в системе высшего образования и повышения квалификации;

- финансирование текущих расходов на функционирование федеральных институтов службы.

Региональный бюджет, как правило, финансирует:

- создание и финансирование материально-технической и информационной базы региональных (и частично районных) центров консультационной службы, других региональных структур службы;

- разработку и актуализацию региональных баз данных;

- адаптацию (иногда разработку) и распространение прикладных программных продуктов;

- подготовку и переподготовку кадров для консультационной службы районного (частично регионального) уровня;

- текущие расходы региональных (частично районных) институтов службы.

Средства местного бюджета используется по следующим направлениям:

- создание и развитие материально-технической и информационной базы районной службы (совместно с региональным бюджетом);

- финансирование (при поддержке регионального бюджета) текущих затрат службы (заработная плата консультантов и специалистов, аренда и амортизация оборудования и помещений, транспортные и эксплуатационные затраты, офисные расходы и т. д.).

Как видно из направлений использования средств, чем выше уровень иерархии (федеральный бюджет), тем выше доля капитальных вложений в структуре бюджетных средств, и наоборот, чем ниже уровень иерархии (районный уровень), тем больше доля текущих затрат.

По мере становления и последующего развития службы структура бюджетных средств может изменяться. Если в начале процесса, когда преобладают капитальные затраты, основное финансовое бремя ложится на федеральный, частично региональный, бюджеты, то в дальнейшем, когда возрастает доля текущих затрат, их финансирование осуществляется в большей мере из районного и регионального бюджетов.

Государственное финансирование может осуществляться непосредственно из бюджета и (или) посредством специальных целевых программ и проектов.