Лекция 13. Бюджетно-правовая ответственность

Одной из наиболее важных гарантий реализации должного бюджетного обеспечения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в бюджетной сфере является ответственность за нарушение бюджетного законодательства. С ее помощью решаются задачи строгой регламентации отношений в области публичных доходов или расходов, обеспечения социальной стабильности в бюджетной сфере, охраны общества от нарушений бюджетного законодательства.

До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, утратившем силу Законе РФ от 15.07.1992 № 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу", Положении о Министерстве финансов Российской Федерации и Положении о Федеральном казначействе.

Неуклонный рост правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов обусловил включение законодателем в БК охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетно-правовая ответственность, являющаяся институтом бюджетного права, выступает одновременно в качестве разновидности финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.

В БК не дано определения понятию "бюджетно-правовая ответственность", есть только определение нарушения бюджетного законодательства. Согласно ст. 281 БК неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим БК порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовой ответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасности оснований "ответственности за нарушения бюджетного законодательства", в ее содержании выделяются "бюджетно-правовая ответственность", "административная ответственность", "уголовная ответственность".

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - это обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также суда соответствующих мер принуждения.

Кодекс об административных правонарушениях содержит ряд статей, устанавливающих административную ответственность за административные правонарушения в финансовой (бюджетной) сфере. Это ст. 15.8 "Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)", 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств", 15.15 "Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе", 15.16 "Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами". Перечисленные статьи корреспондируют со ст. 289- 291,304 БК. Кроме того, ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП поглощает ст. 292 "Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением" и 294 "Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств" БК. В результате из 18 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных ст. 289-306 БК, остается 12 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных БК (ст. 293, 295-303, 305, 306), но не названных в КоАП. Эти деяния являются бюджетными правонарушениями, за совершение которых БК предусмотрены, помимо штрафа в соответствии с КоАП, иные меры принуждения, в том числе и меры ответственности.

Таким образом, бюджетно-правовая ответственность - это применение к субъекту бюджетного правонарушения (субъекту РФ, государственному органу, органу местного самоуправления) мер публичного государственного принуждения, выражающаяся в установлении отрицательных последствий для нарушителя, которые заключаются в наложении на него дополнительных обременительных обязанностей, предусмотренных санкцией нарушенной бюджетно-правовой нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке.

В связи с тем что в настоящее время БК ориентирован на ответственность субъектов РФ, государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственность должностных и юридических лиц установлена в КоАП, физических лиц - в УК, субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношений являются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Субъект ответственности является критерием разграничения бюджетной, административной и уголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовой ответственности следует считать как территориальный субъект в целом, так и его отдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельность государства (муниципального образования).

Бюджетно-правовая ответственность характеризуется следующими признаками:

o наступает за бюджетное правонарушение;

o выражается в применении к правонарушителю санкций бюджетно-правовых норм. Бюджетно-правовые санкции установлены в БК, ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете. Правом применения бюджетно-правовых санкций наделены Минфин России, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

o влечет для правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественного характера. Это обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющих имущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономические интересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремится получить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением и наказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правового регулирования, т.е. в денежной форме;

o реализуется в специфической процессуальной форме. Так, письмом Федерального казначейства от 18.06.2009 № 42-7.4-05/5.4-344 определен порядок применения к нарушителям бюджетного законодательства меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке денежных средств бюджета субъекта РФ;

o правонарушитель несет ответственность перед всем обществом как источником публичной власти.