Лекция 10. Бюджетная отчетность

Бюджетная отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении учреждения и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бюджетного учета по установленным формам.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, предназначена для субъектов бюджетной отчетности:

o органов, организующих исполнение бюджетов, - финансовых органов публично-правовых образований;

o органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (казначейств);

o главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета.

В состав годовой отчетности главного распорядителя бюджетных средств, получателя средств бюджета включаются следующие формы:

o Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

o Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);

o Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

o Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

o Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);

o Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137);

o Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф.0503138);

o Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

o Пояснительная записка (ф. 0503160);

o Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230).

Баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета содержит данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате, является основной формой отчетности и позволяет проанализировать динамику отчетных данных по финансовым и нефинансовым активам, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовому результату деятельности бюджетного учреждения. С заполненной формой такого баланса Вы сможете ознакомиться при самостоятельном выполнении заданий практической части настоящего издания.

В теоретическом плане термин баланс (франц. balance - весы) можно трактовать по разному:

1) количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, так как представляют поступление и расходование одного и того же количества денег, товара. Балансы отражают давно известный закон сохранения - "сколько убудет - столько и прибудет". Балансы составляются в натуральной форме (в физическом измерении) и в денежной форме (в стоимостном измерении);

2) документ, в котором представлен балансовый отчет субъекта хозяйствования.

Баланс бухгалтерский - документ бюджетной отчетности, представляющий собой совокупность показателей, обрисовывающих картину финансового и хозяйственного состояния казенного учреждения на начало и конец финансового года. Баланс состоит из двух частей (таблиц). Активы баланса отражают состав и размещение нефинансовых и финансовых активов, а пассивы баланса - обязательства и финансовый результат. Актив баланса в сумме равен его пассиву.

Отчет о финансовых результатах деятельности позволяет проанализировать полученные доходы и произведенные расходы казенного учреждения. Основной показатель данного отчета - чистый операционный результат, отражающий сумму изменений финансового результата за отчетный период.

Вся информация в Балансе и Отчете о финансовых результатах деятельности сгруппирована по видам деятельности: бюджетная деятельность, приносящая доход деятельность, деятельность со средствами во временном распоряжении.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета формируется учреждениями по кассовому методу учета операций и заверяется органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета. В данной форме отражается исполнение бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации по доходам и расходам. Исполнение доходной и расходной части отчета детализировано по методам исполнения бюджета: через органы Казначейства России, через банковские счета, через некассовые операции.

В Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года указываются суммы средств до и после закрытия на 1 января на следующих счетах бюджетного учета:

130404000 "Внутриведомственные расчеты";

130405000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами";

121002000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет";

040110100 "Доходы текущего финансового года";

040120200 "Расходы текущего финансового года".

Бюджетная отчетность составляется учреждениями на 1 января года, следующего за отчетным на основе данных

Главной книги и других регистров бюджетного учета нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой. Сформированная бюджетная отчетность представляется учреждением главному распорядителю бюджетных средств в установленные им сроки. Отчетность в сброшюрованном виде представляется на бумажном носителе и электронном виде; в обязательном порядке подписывается руководителем и главным бухгалтером. В случае ведения бюджетного учета централизованной бухгалтерией бюджетная отчетность подписывается руководителем обслуживаемого учреждения, руководителем и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств.

Пользователь бюджетной отчетности (субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной или консолидированной бюджетной отчетности) обязан провести камеральную проверку бюджетной отчетности: выверить показатели представленной отчетности по установленным Минфином России контрольным соотношениям.