Быт народа

Быт русского народа, как и народов поволжских, северо-западных угро-финских и балтских племен, вошедших в состав Русского централизованного государства, вполне отражал их общий хозяйственный и культурный уровень. Большая часть районов России и русских городов лежала в лесной зоне, на внутренних речных путях, вдали от морских побережий. Но сравнению со многими Динамично развивающимися странами Европы ритм жизни был здесь более замедленным и традиционным, однако в сравнении с ближними кочевыми государствами или племенными образованиями Бостона или с золотоордынскими землями и городами Русь выглядела более цивилизованной частью мира

В целом быт народа изменялся мало и медленно, новшества касались в основном крупных городов, в первую очередь Москвы. Там, особенно в высших слоях общества, собирались основные богатства, которые наживались в новых условиях в первую очередь землевладельцами, церковниками, дьяками – этими рычагами нового аппарата управления.

В Москве сияли золотые купола Успенского собора, возвышался величественный Кремль, стояли каменные храмы и отдельные каменные постройки. В богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами и состоящих из многоярусных (двух-трехэтажных) теремов со многими парадными и жилыми палатами, светлицами, сенями, переходами, для украшения: и удобства лежали восточные ковры, использовалась дорогая золотая, серебряная, медная, оловянная посуда. Здесь имелись рукописные книги религиозного и светского содержания. Переплетенные в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие в доме свидетельствовало не только о культурном уровне обитателей, но и о их силе и богатстве. Такие хоромы освещались сальными свечами в металлических подсвечниках.

Ходить пешком богатым людям в то время считалось зазорным, они выезжали со своих дворов либо в каретах, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг.

Знатные люди, как правило, носили длинные до пят одежды – кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым житьем, вышивкой. Эти одежды часто шились из привозных, "заморских" дорогих тканей – сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжелые, с отложными соболиными воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее была шуба, тем больше достоинства придавала она ее владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно. Но такова была в то время мода верхов общества. У женщин были свои представления о моде и престиже. Современники рассказывают, что русские женщины в XIV–XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, "чернили" глаза, выщипывали брови и на их место приклеивали другие.

Знатные бояре даже в летнее время носили высокие, цилиндрической формы шапки из меха чёрных лисиц (так называемые горлатные шапки). Чем выше была шапка, тем больше почета и уважения оказывалось князю или боярину.

Мужчины и женщины носили украшения – перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были сапоги из тонко выделанной кожи – сафьяна разных цветов. Они нередко также отделывались золотом, серебром, жемчугом.

Питание богатых людей включало мясо, птицу, разную рыбу, в том числе и дорогую красную, всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских и боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и "заморские" вина. В этих дворах пенились хорошие повара, а пиры порой продолжались много часов. Блюда подавались "переменами", т.е. шли одно за другим. Иногда таких "перемен" было до двух десятков.

Русские люди всех сословий, как и прежде, пенили хорошую баню. В богатых городских дворах и богатых сельских имениях это были удобные и чистые "мыленки", иногда с металлическими стоками. Вода в эти "мыленки" доставлялась из колодцев, позднее в великокняжеские хоромы и в дома богатых бояр были проведены водоводы, по которым вода пощупала из реки или колодца вверх с помощью примитивных насосов, работавших на ручной или конной тяге.

Существенные изменения в обществе коснулись быта прежде всего наиболее богатой части. Быт простого народа – крестьян, бедных ремесленников, работных людей, ярыжек (или ярыжных людей, к которым относилось беднейшее население, занимавшееся наемным физическим трудом, например, грузчики, бурлаки, погонщики на ямских подводах и т.д.) резко отличался от жизни знати. У этого народа были свои обычаи, традиции, бытовые трудности и радости. По сравнению с XIII в. их быт в период создания централизованного государства мало изменился. По-прежнему в сельской местности строились рубленые деревянные избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети – нижнем помещении такой избы. Глинобитные печи топились по-черному, дым уходил через верхнее оконце. Иногда избы зажиточных крестьян имели клети с подклетями – летними не отапливаемыми помещениями.

Такие же дома в основном строились и в городах. Бедные селяне и горожане продолжали сооружать себе избы-полуземлянки (низ был вырыт в земле, а надстройка была деревянной) с глинобитными печами.

И в рубленых избах, и в полуземлянках мебель была самодельной, деревянной; вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол с посудой из обожженной глины и дерева Ложки также были деревянными. Освещалась такая изба лучиной, которую для безопасности вставляли в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала, когда догорала, на ее место втыкали следующую. При свете лучин женщины пряли, шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали – пели песни, рассказывали истории, сказки, былины. Фольклор и лучина были неразлучны.

Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать их тяжкой работе. Они носили рубахи из домотканного холста или сукна (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты, на ногах крестьяне носили лапти, сплетенные из лыка, а городские жители – кожаную обувь. Лапти были легкой и удобной обувью в лесной, болотистой местности. Там более богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась, а лапти можно было выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали меховые овчинные тулупы, а на ноги – валяную обувь, которая хорошо выручала в сильные морозы.

Бдя в простых семьях была самая простая: там было же до "перемен", не до жареных лебедей ж рябчиков. Ржаной хлеб, квас, каша, кисели из овсяной или гороховой муки, капуста во всех видах, репа, редька, свекла, лук, чеснок – таков был обычный стол простолюдина. Из молочных продуктов обычно употребляли масло, молоко, сыр, творог собственного производства. Мясо подавалось на стол нечасто – только по праздникам, однако рыбу реки и озера давали крестьянам в изобилии, а лес снабжал ягодами, грибами, орехами.

Неотъемлемой чертой сельской и городской жизни были охотничьи утехи, разные праздники. По мере усиления Руси, развития ее хозяйства, освобождения от власти Орды у людей становилось всё меньше поводов для уныния и больше – для радостей.

В сельской местности на Пасху, Николин день, па храмовые праздники местных церквей устраивались мирские складчины – пиры, когда вся община садилась за общие столы под открытым небом. Потом начинались песни, пляски под гусли, свирели, бубны. В таких праздниках участвовали скоморохи. Нередко "игрища" проходили во время старых языческих праздников – двоеверие продолжало жить в русских селениях, хотя Церковь сурово осуждала эти "бесовские" сборища. В городах, в том числе и в Москве, праздники часто сопровождались своеобразными развлечениями – кулачными боями: к восторгу зрителей молодежь сходилась на площади "стенка на стенку"; порой бились до смерти.

Деревянная Русь жестоко страдала от пожаров, возникавших не только из-за феодальных войн, частых нашествий литовцев и ордынцев. Им способствовало печное отопление, освещение лучинами, неосторожное обращение с огнем. И позднее, когда в централизованном государстве жизнь более или менее успокоилась, пожары продолжали обескровливать страну. Сёла выгорали постоянно, хотя и быстро отстраивались вновь, но на восстановление жилищ, хозяйственных построек уходило время, тратились большие силы. Особенно пагубны для развития страны были пожары в крупных городах.