Бытовой жанр

Бытовой жанр – так называемый исторический домашний род – будучи вторым (!) в системе жанров, тем не менее не получил развития в стенах Академии художеств в годы расцвета классицизма. В 1770–1780-е гг. существовал лишь "класс домашних упражнений", закрытый в конце века. В итоге все, что было сделано в этом жанре, – сделано без прямого участия Академии. Временем рождения русского бытового жанра можно было бы считать вторую половину 1760-х гг., когда Иван Иванович Фирсов (1733–1785), театральный декоратор, много работавший под началом Дж. Валериани, Н. Перезинотти, И. Я. Вишнякова, написал, будучи в Париже, небольшую картину под названием "Юный живописец", или "В мастерской юного живописца" (1765–1766,

ГТГ). На картине изображена маленькая шаловливая девочка под надзором сестры (или молодой матери? служанки?), позирующая юному художнику. Все бы ничего, если бы картина не была написана совсем в духе французского мастера жанровой живописи Ж.-Б.-С. Шардена. Кстати, имя Фирсова было обнаружено под фальшивой подписью "Лосенко" И. Э. Грабарем в 1911 г. при исследовании картины. А. П. Лосенко был известным художником и, вероятно, под его именем было легче реализовать произведение. Картина находилась в собрании К. И. Головачевского до смерти последнего в 1823 г. Имя ее создателя было забыто, а в 1838 г. коллекционер Быков купил ее у наследников Головачевского уже с фальшивой подписью Лосенко.

Близка к "Юному живописцу" Фирсова картина Ивана Петровича Якимова (Екимова; 1748–1807) "Мужчина у колыбели" (нач. 1770-х, ГТГ), представляющая собой левую часть разрезанного полотна "Две семейственные сцены". Якимов вышел из Академии в 1770 г. с малой золотой медалью, был послан сначала в Голландию и Бельгию, затем во Францию, где учился в Парижской академии живописи и скульптуры у А. Рослина как портретист и миниатюрист. Видимо, именно об этой "семейственной сцене" докладывал Якимов в Петербургскую академию художеств по завершении курса пенсионерства в 1773 г. как о "сочиненной на тему домашнего спокойствия". Однако вовремя на родину он не возвратился, потому что год спустя (1774) его разыскивал в Париже архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот как "просрочившего пенсионера, живописца домашних упражнений". Следующее известие о нем датируется уже двумя десятилетиями позже, когда в 1795 г. Якимов как миниатюрист был признан "назначенным в академики". Известно также, что он был отправлен учителем рисования в Академию наук. Картина "Мужчина у колыбели", которая длительное время была в собрании "Музеума Павла Свиньина", близка фирсовскому "Юному художнику" по антуражу, но лишена лукавства и шаловливости, светлого настроения последнего. В любом случае два этих произведения начала 1770-х гг. еще не определяют лицо жанровой живописи второй половины века.

К собственно бытовой живописи трудно отнести и имеющие театрализованный характер работы тоже театрального декоратора и также ученика Н. Перезинотти Ивана Михайловича Танкова (1740–1799). Своими многофигурными и одновременно мелкофигурными композициями он чем-то напоминает фламандца Д. Тенирса Младшего с его кермесами ("Храмовый праздник", 1784, ГТГ). Хотя, несомненно, в пейзажных фонах Танкова есть настроение сентиментальное и даже предромантическое, что роднит его с Семеном Щедриным.

Первыми художниками – истинными создателями русского бытового жанра стали Михаил Шибанов и Иван Ерменев.

Крепостной художник из крестьян Владимирской губернии, Михаил Шибанов (? – 1789) был известен как портретист, близкий кругу Ф. С. Рокотова (см. портрет Екатерины II в дорожном костюме; портрет Дмитриева-Мамонова; оба – 1787, ГРМ). В 1770-е гг. Шибанов написал два полотна из крестьянской жизни: "Крестьянский обед" (1774, ГТГ) и "Празднество свадебного договора" ("Сговор", 1777, ГТГ).

М. Шибанов. Празднество свадебного договора. 1777, ГТГ

В обеих картинах, исполненных и по композиции, и по колориту в соответствии с академическим историческим жанром, художник сумел передать человеческое достоинство своих персонажей. Образы крестьян правдивы, написаны явно с натуры. В "Крестьянском обеде" – это усталый пожилой человек, молодой отец, старая женщина. Идеализирован лишь образ молодой матери с ребенком на руках, невольно вызывающий ассоциации с образом Мадонны (именно Мадонны, а не Богоматери, т.е. западноевропейский вариант, а не древнерусский). В "Сговоре" фигуры еще более индивидуализированы: достаточно взглянуть на довольное лицо жениха и весело улыбающихся сватов. И крестьянскую трапезу в ее замедленном, почти ритуальном ритме, и торжественную минуту "сговора", и костюмы крестьян Шибанов изображает очень празднично. В картине нет ни одной детали, способной вызвать мысли о тяжести повседневной крестьянской жизни.

Вместе с тем Шибанов сумел избежать этнографичности "костюмных" зарисовок, свойственной работам путешествующих по России иностранных художников. Работы французов Ж.-Б. Лепренса, Ж. Делабарта, англичанина Дж. Аткинсона, немца Г. Гейслера, несомненно, интересны в первую очередь как впечатления от образа жизни, обычаев, природы, одежды русских людей, полученные со стороны. Но, во-первых, это типы и сцены народных гуляний, именно "костюмные" зарисовки. Во-вторых, это в основном графические, а не живописные работы, и исполнены они не живописцами, а рисовальщиками и графиками, граверами, такими как Гейслер. Например, Жан-Батист Ленренс, участник экспедиции французского астронома Шаппа в Сибирь, ученик Буше, сам живописец, делал рисунки специально к альбому гравюр, долженствующих иллюстрировать русский быт. Он изображал народные типы, сцены народных гуляний, отмечая упившихся мужиков, кулачные бои, ярмарки, сцены общественных наказаний и т.п. (подробнее см. гл. 15).

Таким образом, работы Шибанова – первые произведения русского крестьянского жанра, которому предстояла долгая и достойная жизнь в искусстве следующего столетия. О жизни мастера известно очень мало, и лишь благодаря усиленным изысканиям Т. В. Алексеевой (см.: Алексеева Т. В. Михаил Шибанов по новым материалам // Алексеева Т. В. Исследования и находки. М., 1976. С. 7–35). В открытых ею иконах, исполненных художником для одной из херсонских церквей, автор усматривает влияние Д. Г. Левицкого. По мнению Алексеевой, не исключено, что первые уроки в Петербурге Шибанов получил у Г. И. Козлова, который и рекомендовал его на службу к Г. А. Потемкину. Отсюда – часто повторяемая в литературе версия, что он был крепостным Потемкина. Алексеева также установила, что картины "Сговор" и "Крестьянский обед" были написаны живописцем в селе Татарово недалеко от Мстеры, старинного центра иконописания. Село Татарово принадлежало помещикам Нестеровым. Фавст Петрович Макеровский, которого Левицкий изобразил мальчиком в театрализованном костюме, был незаконнорожденным сыном одного из Нестеровых, вот почему обе упоминаемые жанровые картины Шибанова оказались в его собрании. Более о жизни Шибанова нам ничего неизвестно.