Бытовой подряд

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу (ст. 730 ГК РФ).

Договор бытового подряда двусторонний, возмездный, консенсуальный. Особо следует подчеркнуть, чти он относится к разряду публичных договоров, т.е. договор заключается с коммерческой организацией и любым лицом, обратившимся к ней, а ее отказ от заключения договора при наличии возможности выполнить для него соответствующие работы не допускается. Пена выполняемых работ также должна быть одинаковой для всех заказчиков.

От иных разновидностей подряда данный договор отличают следующие признаки. Во-первых, на стороне заказчика в бытовом подряде выступает гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, на стороне подрядчика может выступать исключительно организация или индивидуальный предприниматель, которые профессионально осуществляют работы для граждан. В-третьих, направленность договора бытового подряда заключается в удовлетворении бытовых и других личных потребностей заказчика, т.е. исключается возможность использования результата подряда для предпринимательских целей[1].

Именно этими признаками обусловлено то, что гражданин выступает в подобных отношениях в качестве потребителя, и поэтому по правилам п. 3 ст. 730 ГК РФ к неурегулированным данным Кодексом отношениям договора бытового подряда применяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, в том числе Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025.

Дополнительно закреплены гарантии прав заказчика, которые заключаются в том, что подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы пли услуги.

Заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором. В том числе заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны (ст. 731 ГК РФ).

К существенным условиям договора бытового подряда относятся его предмет и цена. Как установлено ст. 735 ГК РФ, цена работы в договоре бытового подряда определяется соглашением сторон и не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами. Оплата работы может быть произведена либо при заключении договора, либо после ее окончательной сдачи подрядчиком. Предметом договора является изготовление или переработка вещи либо выполнение другой работы бытового характера.

Кроме общих прав и обязанностей, характерных для сторон договора подряда любой разновидности, при заключении бытового подряда стороны наделяются дополнительными правами. Так, расширен перечень возможных действий заказчика в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня приемки результата работы.

Заказчик, кроме общих предусмотренных возможностей, вправе потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. Если же обнаружены существенные недостатки, заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента.

Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен. Подрядчик наделяется дополнительными правами в случае неявки заказчика за получением результата работы: он имеет право, письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести в депозит.

Форма договора особо не оговаривается, однако, исходя из Правил бытового обслуживания, договор заключается в письменной форме путем составления заказа (или иного документа), подтверждающего характер, объем, сроки, цену выполняемой работы. В том случае, когда договор заключается, а работа сразу же выполняется подрядчиком, договор может быть заключен устно и удостоверен чеком или билетом[2].