Бухгалтерский учет у заказчика

Затраты на приобретение услуг, необходимых для осуществления производственной деятельности организации, согласно п. 5, 16 ПБУ 10/99 признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг:

ДЕБЕТ 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы") – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражены расходы по оплате услуг;

ДЕБЕТ 19 "НДС но приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты по налогам и сборам" – отражен "входной" НДС;

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету "входной" НДС;

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – оплачены оказанные исполнителем услуги.

Пример 5.1

ООО "Мир" (заказчик) в апреле 2014 г. были оказаны аудиторские услуги. Акт приемки-сдачи оказанных услуг подписан сторонами договора возмездного оказания услуг в мае 2014 г. Стоимость оказанных организации услуг составляет 35 400 руб., в том числе НДС – 5400 руб. Услуги были оплачены в мае 2014 г.

ООО "Мир" применяет в налоговом учете кассовый метод.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" отражены следующие записи.

В апреле 2014 г.:

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 30 000 руб. – отражены расходы на аудиторские услуги (первичные документы – договор возмездного оказания услуг, акт приемки-сдачи оказанных услуг);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 5400 руб. – отражен НДС, предъявленный исполнителем (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – 5400 руб. – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 09 "Отложенные налоговые активы" – КРЕДИТ 68 "Расчеты но налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – 6000 руб. ((35 400 – 5400) • 20%) – отражен ОНА (первичный документ – бухгалтерская справка-расчет).

В мае 2014 г.:

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – погашен долг перед исполнителем (первичный документ – выписка банка по расчетному счету);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 09 "Отложенные налоговые активы" – 6000 руб. – уменьшен ОНА (первичный документ – бухгалтерская справка).

Если оказываемые организации услуги связаны с приобретением товаров (материалов, ОС и др.), то стоимость этих услуг в соответствии с п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01 увеличивает стоимость приобретаемых активов.

Пример 5.2

ООО "Мир" в мае 2014 г. приобрело материалы, договорная стоимость которых составила 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. При этом ООО "Мир" воспользовалось услугами сторонней фирмы, предоставившей сравнительную информацию о ценах поставщиков на такие материалы. Стоимость оказанных информационных услуг – 5000 руб., в том числе НДС – 900 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" отражены следующие записи:

ДЕБЕТ 10 "Материалы" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 100 000 руб. – отражена стоимость приобретенных материалов (первичные документы – отгрузочные документы поставщика, приходный ордер);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 18 000 руб. – отражен "входной" НДС (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 10 "Материалы" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 5000 руб. – отражена стоимость информационных услуг (первичный документ – акт приемки-сдачи оказанных услуг);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 900 руб. – отражен НДС, предъявленный исполнителем (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – 18 900 руб. – отражено принятие к вычету предъявленных сумм НДС (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – 118 000 руб. – погашен долг перед поставщиком (первичный документ – выписка банка по расчетному счету);

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – 5900 руб. – погашен долг перед специализированной организацией (первичный документ – выписка банка по расчетному счету).

Если приобретение услуг обусловлено осуществлением прочих операций, т.е. не связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг, то согласно п. 4, 11 ПБУ 10/99 стоимость услуг включается в состав прочих расходов.

Как отмечалось выше, при применении в налоговом учете кассового метода могут возникнуть ВВР и соответствующий ей ОНА.

В бухгалтерском учете возникновение ОНА отражается записью:

ДЕБЕТ 09 "Отложенные налоговые активы" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Погашение ОНА отражается следующей бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 09 "Отложенные налоговые активы".

В случае, когда договором предусмотрена предоплата, сумма предоплаты, перечисленной в счет оказания услуг, в соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 не признается расходом. Согласно п. 16 ПБУ 10/99 признание расходов по договору возмездного оказания услуг производится на дату их оказания, которой признается дата подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг:

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Авансы выданные" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – отражено перечисление предоплаты исполнителю.

Заказчик, перечисливший предоплату, имеет право на вычет НДС с суммы предоплаты. Принятие к вычету НДС с перечисленной предоплаты отражается следующей бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по НДС".

В момент подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг:

ДЕБЕТ 07 "Оборудование к установке" (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 91 "Прочие доходы и расходы" и др.) – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражена стоимость оказанных услуг;

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражен НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Авансы выданные" – зачтена сумма предоплаты;

ДЕБЕТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – восстановлен НДС с перечисленной предоплаты.

Пример 5.3

ООО "Мир" (заказчик) по договору возмездного оказания услуг приобретает аудиторские услуги, стоимость которых составляет 70 800 руб., в том числе НДС – 10 800 руб. При этом ООО "Мир" перечисляет исполнителю в марте 2014 г. 100%-ную предоплату. Акт приемки-сдачи оказанных услуг подписан в апреле 2014 г.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" отражены следующие записи.

В марте 2014 г.:

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Авансы выданные" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – 70 800 руб. – перечислена предоплата исполнителю (первичный документ – выписка банка по расчетному счету);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты но НДС" – 10 800 руб. – отражено принятие к вычету НДС с перечисленной предоплаты (первичные документы – договор возмездного оказания услуг, счет-фактура, выписка банка по расчетному счету).

В стреле 2014 г.:

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 60 000 руб. – отражена стоимость аудиторских услуг (первичный документ – акт приемки-сдачи оказанных услуг);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчегы с поставщиками и подрядчиками" – 10 800 руб. – отражен НДС, предъявленный исполнителем (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – 10 800 руб. – отражено принятие к вычету суммы НДС, предъявленной исполнителем (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 60 "Расчет с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Авансы выданные" – 70 800 руб. – отражен зачет аванса (первичный документ – бухгалтерская справка);

ДЕБЕТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчегы по НДС" – 10 800 руб. – отражено восстановление НДС, принятого к вычету с предоплаты (первичный документ – счет-фактура).

Заказчик и исполнитель могут предусмотреть случаи уменьшения цены в зависимости от тех или иных обстоятельств (скидку).

В соответствии с п. 6.1, 6.5 ПБУ 10/99 стоимость оказанных организации услуг, включаемая в расходы по обычным видам деятельности, определяется исходя из договорной стоимости услуг с учетом всех предоставленных заказчику согласно договору скидок [1].

Если скидка предоставляется до принятия к учету оказанных услуг, то они принимаются по стоимости, указанной в первичных документах, с учетом предоставленной скидки:

ДЕБЕТ 07 "Оборудование к установке" (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 91 "Прочие доходы и расходы") – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражена стоимость оказанной исполнителем услуги с учетом предоставленной скидки;

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражен НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем.

Если скидка предоставляется после принятия к учету оказанных исполнителем услуг, то в бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

ДЕБЕТ 07 "Оборудование к установке" (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 91 "Прочие доходы и расходы") – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражена стоимость оказанной исполнителем услуги без учета предоставленной скидки;

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражен НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 07 "Оборудование к установке" (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 91 "Прочие доходы и расходы") – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – скорректирована стоимость оказанной услуги на сумму предоставленной скидки (сторно);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – скорректирована сумма НДС в части, приходящейся на предоставленную скидку (сторно);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – восстановлен НДС в размере разницы между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости оказанных услуг до и после предоставления скидки.

Пример 5.4

ЗАО "Век" (заказчик) заключило договор оказания возмездных услуг на сумму 59 000 руб., в том числе НДС 9000 руб. Услуги связаны с производством продукции организации.

Условиями договора предусмотрена оплата услуг после их оказания. При этом в случае оплаты в 10-дневный срок заказчику предоставляется скидка в размере 5% от договорной стоимости оказанных услуг.

ЗАО "Век" в налоговом учете применяет метод начисления.

Услуги оказаны 10 апреля. 14 апреля заказчик оплатил услуги в сумме 56 050 руб., в том числе НДС – 8550 руб., с учетом скидки.

В бухгалтерском учете ЗАО "Век" отражены следующие записи.

На дату исполнения договора (10 апреля):

ДЕБЕТ 20 "Основное производство" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 50 000 руб. – отражена стоимость оказанных исполнителем услуг (первичный документ – акт приемки-сдачи оказанных услуг);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 9000 руб. – отражен НДС, предъявленный исполнителем (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – 9000 руб. – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем (первичный документ – счет-фактура).

На дату оплаты (14 апреля):

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – 56 050 руб. (59 000 – 59 000 • 5%) – отражено перечисление оплаты с учетом скидки (первичный документ – выписка банка по расчетному счету);

ДЕБЕТ 20 "Основное производство" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 2375 руб. (47 500 • 5%) – скорректирована стоимость оказанной услуги на сумму предоставленной скидки (сторно) (первичный документ – бухгалтерская справка-расчет);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 450 руб. (9000 • 5%) – скорректирована сумма НДС в части, приходящейся на предоставленную скидку (сторно) (первичный документ – корректировочный счет-фактура);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" 450 руб. – восстановлен НДС в размере разницы между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости оказанных услуг до и после предоставления скидки (первичный документ – корректировочный счет-фактура).

Договором возмездного оказания услуг может быть предусмотрена не только уплата исполнителю причитающегося вознаграждения за оказание услуг, но и возмещение расходов, понесенных им в связи с исполнением обязательств по договору (например, расходы по проезду, проживанию, расходы на мобильную связь и т.п.).

Данные расходы принимаются к учету на основании утвержденного заказчиком отчета исполнителя о фактически понесенных и оплаченных расходах и подтверждающих их документов (п. 16 ПБУ 10/99). При этом в бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

ДЕБЕТ 20 "Основное производство" (26 "Общехозяйственные расходы" и др.) – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражены расходы исполнителя, возмещаемые заказчиком;

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражен НДС, предъявленный исполнителем;

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем.

Если возмещаемые расходы осуществлены при оказании услуг, связанных с приобретением товаров (материалов, ОС и др.), то такие расходы, согласно п. 6 ПБУ 5/01, п. 8 ПБУ 6/01 и др., увеличивают стоимость названных активов.

Если приобретение услуг обусловлено осуществлением прочих операций (не связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг), то в соответствии с п. 4, 11 ПБУ 10/99 возмещаемые расходы включаются в состав прочих расходов.

Если организация-заказчик применяет в налоговом учете кассовый метод, то в соответствии с п. 11, 14 ПБУ 18/02 в отношении возмещаемых исполнителю расходов могут возникать ВВР и соответствующий ей ОНА.

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

ДЕБЕТ 09 "Отложенные налоговые активы" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – отражен ОНА;

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 09 "Отложенные налоговые активы" – погашен ОНА (на дату осуществления расчетов с исполнителем).

Пример 5.5

ООО "Мир" (заказчик) по договору возмездного оказания юридических услуг помимо установленной на основании тарифов стоимости услуг оплачивает проезд работников исполнителя в свой офис. Сумма, возмещаемая исполнителю на основании отчета с приложенными проездными документами, составила 10 000 руб.

Доходы и расходы в налоговом учете определяются методом начисления.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" отражены следующие записи:

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 10 000 руб. – отражены расходы исполнителя, подлежащие возмещению (первичные документы – договор возмездного оказания услуг, отчет исполнителя);

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – 10 000 руб. – отражена выплата исполнителю суммы компенсации его расходов (первичный документ – выписка банка по расчетному счету).