Бухгалтерский учет в условиях автоматизированной обработки данных

Организация системы бухгалтерского учета определяет новые требования к информационной базе. Появляются возможности создания системы распределенных баз данных, обмена информацией между пользователями, автоматического создания первичных документов на компьютере. Также появляются возможности информационного обмена между организацией и внешней средой для получения нормативных и методических материалов и передаче сводной финансовой отчетности заинтересованным организациям: вышестоящим, административным органам, налоговым органам, органам статистики, финансовым органам и др. Для связи с банками широко используется обмен информацией в системе "Клиент – Банк". Банк, который обслуживает расчетный счет организации, предлагает услуги по оперативному управлению расчетным счетом прямо из офиса.

Значительно увеличивается скорость обработки документов, их количество, что позволяет считать компьютеризованный бухгалтерский учет одним из наиболее эффективных методов управления.

В основу современных пакетов компьютеризации бухгалтерского дела положены следующие системы:

1) обобщающая система, которая осуществляет централизованный сбор и распределение данных между подсистемами, такими как расчет заработной платы, учет расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, учет материальных ценностей, учет затрат и калькулирование себестоимости, ведение Главной книги; заполнение первичных документов;

2) формирование бухгалтерских регистров.

Такие программы предназначены для непрофессионального пользователя и не требуют специального сопровождения.

Внедрение автоматизации бухгалтерского дела на предприятии предполагает, что система должна:

• быть соответствующей для существующего бизнеса;

• позволять время от времени менять внутренние и внешние условия его функционирования;

• быть хорошо документированной и отвечать на все вопросы пользователя.

Если в организации много точек автоматизации рабочих мест, то предпочтительно иметь в структуре специалистов по автоматизации бухгалтерского учета. Эти специалисты исходя из потребностей организации могут правильно выбрать программные продукты и сформировать необходимое количество технических средств с соответствующими характеристиками.

Бухгалтерский учет имеет особенности, которые могут повлиять на использование программных средств и возможностей вычислительной техники, так как охватывает практически весь воспроизводственный процесс организации. Это предполагает значительный объем постоянных и переменных данных, следовательно, используемые технические средства должны обладать большой памятью и соответствующей системой поддержки и возможностью управления большими динамическими массивами.

Автоматизация учетного процесса может частично изменить саму методику бухгалтерского учета. Это проявляется в следующем:

• автоматизированное документирование (а в бухгалтерском уче те документирование – самый трудоемкий процесс) может одновременно с разработкой документа формировать типовые бухгалтерские проводки, что значительно сокращает учетный процесс и позволяет своевременно создавать необходимые отчеты;

• повышается возможность анализа расчетов благодаря возможности добавления к отдельным бухгалтерским счетам дополнительных признаков аналитики, в результате чего на этих счетах кроме учетных данных могут отражаться плановые или нормативные показатели;

• ускоряется процесс калькулирования за счет увеличения скорости выполнения арифметических расчетов;

• быстрее происходит процесс формирования бухгалтерской отчетности, следовательно, сокращается отчетный период (баланс при необходимости можно по запросу составлять еженедельно и даже ежедневно), а также повышается достоверность и аналитичность отчетности.

Перевод бухгалтерского учета yа автоматизированную форму одновременно с увеличением скорости учетного процесса, обеспечением простоты и доступности документов при работе с ними становится важным элементом учетной политики любой организации.

Сегодня большое количество разнообразных фирм занимается созданием программных продуктов для целей бухгалтерского учета. Этот процесс развития пережил определенную эволюцию. Можно выделить три этана в развитии отечественного рынка бухгалтерских программ.

Первый этап относится к первой половине 80-х гг. XX в., когда поток персональных компьютеров из-за рубежа сопровождался переносом ряда программ с больших ЭВМ и созданием кустарных программ.

Второй этап связан с рождением в начале 1990-х гг. большого числа коммерческих структур, что привело к необходимости создания программного обеспечения для ведения простой бухгалтерии. Спрос рынка был удовлетворен фирмами, сумевшими быстро и достаточно успешно откликнуться на его потребности.

Третий этап развития программного обеспечения, который начался в конце 1990-х гг., связан с профессиональным учетом, в том числе управленческим учетом. В современных разработках серьезное внимание уделяется возможности работы в компьютерных сетях, накоплению статистики работы с несколькими планами счетов, анализу финансово-хозяйственной деятельности. В настоящее время рынок программных средств автоматизации бухгалтерского учета продолжает интенсивно развиваться.

Перечислим наиболее распространенные в России программные продукты автоматизации бухгалтерского учета.

Программа "1C: Бухгалтерия". Эта программа позволяет автоматизировать ведение всех разделов бухгалтерского учета:

• операции по банку и кассе;

• основные средства и нематериальные активы;

• материалы;

• товары и услуги, выполнение работ;

• учет производства продукции;

• учет валютных операций;

• взаиморасчеты с организациями;

• расчеты с подотчетными лицами;

• расчеты но заработной плате;

• расчеты с бюджетом;

• другие разделы учета.

В процессе реализации программы используются гибкие возможности учета:

• несколько планов счетов одновременно;

• многоуровневые планы счетов;

• многомерный аналитический учет;

• количественный оперативный учет;

• учет по неограниченному числу валют;

• ведение на одном компьютере учета для нескольких предприятий;

Программа "1C: Бухгалтерия" позволяет автоматизировать подготовку любых первичных документов: платежных поручений, счетов на оплату и счетов-фактур, приходных и расходных кассовых ордеров; актов, накладных, требований, доверенностей, других документов.

Средства работы с документами дают возможность организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по разным критериям: номеру, дате, сумме, контрагенту. Программа содержит набор стандартных отчетов, позволяющих получить информацию за произвольный период, в разных разрезах и с необходимой степенью детализации. Она формирует отчеты по синтетическому учету, такие как:

• оборотно-сальдовые ведомости;

• шахматные ведомости;

• Главная книга;

• журналы-ордера и ведомости по счетам;

• анализ счетов за период и по датам;

• карточки счетов.

Также программа "1C: Бухгалтерия" формирует отчеты в разрезе аналитического учета:

• оборотно-сальдовые ведомости по счетам для объектов аналитического учета;

• журналы-ордера объектов аналитического учета;

• анализ счетов по объектам аналитического учета.

Отчет "Диаграмма" программы позволяет представить

бухгалтерскую информацию в графическом виде. Отчеты по разделам учета:

• анализ объекта аналитики по счетам;

• карточка операций по объекту аналитики;

• кассовая книга;

• книги продажи покупок;

• отчеты по основным средствам и нематериальным активам;

• отчеты по заработной плате и т.д.

Программа "1C: Бухгалтерия" формирует также утвержденные Минфином РФ формы отчетности:

• осуществляются ввод, заполнение и печать бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также отчетов в социальные фонды;

• в "ручном" режиме заполнения отчетов бухгалтер вводит основные показатели, а программа рассчитывает все итоговые и производные показатели;

• в автоматическом режиме программа заполняет отчеты на основании введенных за период хозяйственных операций;

• специальный режим программы позволяет проверить состояние учета и выявить ошибки бухгалтера, влияющие на данные отчетности;

• режим расшифровки позволяет получить обоснование заполненных автоматически показателей вплоть до каждого первичного документа и хозяйственной операции;

• формы отчетности ежеквартально обновляются фирмой "1C" и бесплатно предоставляются зарегистрированным пользователям.

В комплект поставки программы кроме основной "Типовой конфигурации" входит также "Упрощенная конфигурация". Ее применение целесообразно в следующих случаях:

• когда в организации ведется достаточно простой учет и не требуется высокий уровень автоматизации ведения учета;

• когда предполагается существенно перестраивать структуру учета по отношению к методологии, заложенной в типовой конфигурации;

• когда программа используется в целях освоения, а также для организации процесса по обучению бухгалтерскому учету и работе с программой "1C: Бухгалтерия".

Кроме того, "1C: Бухгалтерия" может быть адаптирована к любым особенностям учета в конкретной организации. В состав системы входит Конфигуратор, который позволяет:

• настраивать систему на разные виды учета и реализовать любую методологию учета;

• редактировать свойства справочников – изменять состав хранимой информации, количество уровней вложенности, тип кода (числовой, текстовый) и др.;

• создавать новые справочники произвольной структуры;

• настраивать внешний вид и поведение форм для ввода информации;

• редактировать существующие и создавать новые необходимые документы любой структуры, изменять экранные и печатные формы документов;

• создавать новые журналы для работы с документами и произвольно перераспределять документы по журналам;

• редактировать формы и алгоритмы формирования стандартных отчетов;

• создавать любые дополнительные отчеты и процедуры обработки информации;

• описывать поведение элементов системы на встроенном языке.

В программе "1C: Бухгалтерия" предложен удобный пользовательский интерфейс. Путеводитель по конфигурации предназначен для быстрого освоения программы бухгалтером. Он позволяет ознакомиться с порядком использования программы по конкретным разделам учета и тут же выполнить необходимые действия. В процессе автоматического формирования проводок документами программа информирует пользователя о том, почему были составлены те или иные проводки.

Программа "1C: Бухгалтерия" имеет готовые режимы для обмена бухгалтерской информацией с другими программами системы и содержит разнообразные средства для связи с другими программами:

• существует возможность импорта и экспорта информации через текстовые файлы, что позволяет обмениваться данными практически с любой программой;

• встроенный язык содержит средства работы с файлами разных форматов.

"1C: Бухгалтерия" поддерживает современные средства интеграции приложений, позволяющие:

• управлять работой других программ, используя встроенный язык;

• получать доступ к данным "1C: Бухгалтерии" из других программ;

• вставлять в документы и отчеты "1C: Бухгалтерии" объекты, созданные другими программами;

• размещать в документах и отчетах рисунки и графики.

Программа имеет средства, позволяющие администратору системы:

• вести список пользователей системы;

• назначать пользователям пароли на вход в систему;

• назначать пользователям права на доступ к информации, обрабатываемой системой;

• формировать индивидуальные пользовательские интерфейсы, включающие меню и панели инструментов;

• просматривать список работающих пользователей;

• получать историю работы пользователей.

Для организаций с разным количеством совершаемых хозяйственных операций фирма "1C" предлагает разные версии программы "1C: Бухгалтерия":

• однопользовательскую версию;

• сетевую версию;

• версию "Клиент – Сервер".

При изменении законодательства и методологии учета выпускаются обновления конфигурации, которые бесплатно распространяются среди зарегистрированных пользователей. Режим обновления позволяет загрузить новые возможности без потери введенных пользователем данных.