Лекция 19. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета инновационного предприятия;

• правила формирования информации о нематериальных активах и научно-исследовательских разработках в бухгалтерском учете и отчетности инновационного предприятия;

• перечень основных налоговых льгот, снижающих налоговую нагрузку инновационного предприятия;

уметь

выделять основные бизнес-процессы в деятельности инновационного предприятия;

• выделять организационно-технические и методические аспекты формирования учетной политики инновационного предприятия;

владеть

• элементами налога, необходимыми для установления его размера;

• современными направлениями реформирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет как элемент единой информационной системы инновационного предприятия

Высокая степень иерархии, динамика и сложность структуры инновационных предприятий приводят к необходимости постоянного совершенствования качества информационного обеспечения управленческих решений. Учет доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации становится в этих условиях одной из важнейших функций управления производством.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Менеджмент инновационного предприятия заинтересован в оптимизации учетной системы в целях более эффективного информационного сопровождения управленческих решений тактического и стратегического масштаба.

Сегодня на предприятиях чаще всего строится интегрированная учетная система, состоящая из нескольких подсистем: финансового, управленческого, налогового учета. Виды учета различаются по характеру обработки информации, степени детальности, периодичности составления, составу пользователей. Но характеризуют они одни и те же процессы на предприятии – снабжение, производство, реализацию продукции, работ, услуг. Поэтому финансовый, управленческий, налоговый учет не существуют независимо друг от друга.

На современном этапе возникла концепция управления деятельностью организации через моделирование бизнес-процессов, что привело к созданию единых комплексных интегрированных учетно-управленческих систем класса ERP. Технология работы таких систем заключена в структуризации всей деятельности предприятия на бизнес-процессы, диагностировании, теоретическом совершенствовании их и описании в учетно-управленческой системе с помощью определенных методик и программных продуктов.

Примерная схема выделения бизнес-процессов изображена на рис. 19.1.

Рис. 19.1. Схема выделения в деятельности организации бизнес-процессов

Для отечественного бухгалтерского учета традиционно была характерна полностью интегрированная система производственного и финансового учета. На многих предприятиях она применяется и сейчас. Организация управленческого учета в этом случае заключается в увеличении количества уровней аналитики, внедрении новых методов перераспределения затрат в процессе калькулирования себестоимости готовой продукции, составлении сегментированной внутрихозяйственной отчетности с учетом информации бухгалтерского учета. Как правило, налоговый учет доходов и расходов также встраивается в единую систему учета. При этом основой ведения налогового учета становятся выявление и регистрация разниц, возникающих между бухгалтерской величиной доходов и расходов предприятия и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль.

На практике хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают схему взаимодействия различных подсистем бухгалтерского учета, ориентируясь на свои финансовые возможности, степень автоматизации учетного процесса и анализ отличий методологий налогового, управленческого и финансового учета. Кроме того, к важным факторам относятся организационная структура хозяйствующего субъекта, отраслевая принадлежность и специфика деятельности, трудоемкость обработки учетной информации, численность бухгалтерского аппарата, оснащенность вычислительной техникой и программным обеспечением.

Аргументом за построение интегрированной учетной системы служит обработка всеми подсистемами единой базы исходных данных о хозяйственных операциях предприятия. Обязательное условие отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете – оформление их первичными учетными документами, отвечающими соответствующим требованиям. Документирование – одна из главных отличительных особенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Первичные учетные документы составляются в момент совершения операции. Параллельная обработка первичных документов различными подразделениями может приводить к увеличению числа технических ошибок, повышению трудоемкости встречных сверок и процедур согласования отчетности.

Все шире в деловую практику входит понятие электронного документооборота. Используемые предприятиями автоматизированные системы обработки данных позволяют предоставлять партнерам электронные копии первичных документов (лицензии, различного рода сертификаты, удостоверения и т.д.), осуществлять электронные платежи через систему "клиент-банк", сдавать в электронной форме бухгалтерскую и налоговую отчетность, отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету, статистическую отчетность и т.д. Комплексная автоматизация учетной системы облегчает интеграцию данных финасового, управленческого, налогового учета.