Возрастные кризисы взрослости

Роберт Эммонс описывает результаты исследований Р. Шеффера и Дж. Мооса, которые сформулировали концептуальный подход для понимания процессов, ведущих к позитивным последствиям жизненных кризисов[1]. Они выделили три типа позитивных результатов:

1) увеличение социальных ресурсов, в том числе углубление эмоциональных контактов;

2) увеличение личных ресурсов (уверенность в себе, позитивные изменения в целях и ценностях):

3) увеличение навыков совладания, включая саморегуляцию эмоций.

Кроме того, авторы выделили три группы факторов, являющихся предпосылками позитивного разрешения кризиса:

1) факторы, связанные с событиями, включающие кон- тролированность стрессора, продолжительность и ожидас- мость;

2) личные ресурсы, которые определяются темпераментом, опытом преодоления прежних кризисов, а также оптимизмом, жизнестойкостью и уверенностью в себе;

3) факторы окружения, прежде всего адекватность социальной поддержки.

Роль возрастного кризиса в развитии взрослых

В отечественной психологии возрастные кризисы долгое время рассматривались в контексте проблем развития и периодизации детства. Как уже отмечалось, большой вклад в эту проблему внес Л. С. Выготский. Положения его концепции можно применить и для понимания закономерностей развития взрослых, оговорив, что кризисы взрослых имеют ряд особенностей но сравнению с кризисами у детей. В частности, они не имеют столь жесткой привязанности к возрасту: могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.

В зарубежной психологии наиболее распространена эпигенетическая концепция Э. Эриксона, который достаточно подробно рассмотрел не только детские кризисы, но и кризисы взрослых. Как уже отмечалось, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Таким образом, по Э. Эриксону, кризис обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Он не является деструктивным. Наоборот, Эриксон употребляет понятие "кризис" в контексте представлений о развитии, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и вследствие этого онтогенетический источник хорошей или плохой приспособляемости.

Большое внимание роли кризисов в развитии взрослых уделяет американский социальный психолог Даниель Левинсон. Он отмечает, что жизнь состоит из чередования периодов стабильного состояния и периодов изменения. В период стабильного состояния различные компоненты жизни человека (работа, семья, дружеские отношения, идеалы) находятся в равновесии между собой, при этом один-два компонента являются центральными. Период изменения наступает, когда человек, относительно довольный своей жизнью, начинает видеть ее в новом свете, т.е. понимает, что одни моменты своей жизни он переоценивал, а другие недооценивал. Он может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. У него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, он начинает строить новую жизнь на реальной основе.

По Д. Левинсону, для развития существенны как периоды изменения, так и периоды стабильности. Но трудность представляют именно периоды изменений, поскольку с их приходом человек часто старается не видеть, как изменилась его жизненная ситуация, хотя может чувствовать себя несчастным или даже проявлять соответствующие психосоматические симптомы. И лишь когда человек не только не откажется думать о своих чувствах, но и станет выяснять, как эти чувства связаны с его жизненной ситуацией, станет возможным принятие решения о том, что оставить и с чем расстаться для продолжения дальнейшего развития.