Бухгалтерский баланс и счета бухгалтерского учета

Термин "баланс" в переводе с латинского и французского означает "весы, равенство двух сторон, уравновешивание". В бухгалтерии баланс используется для получения обобщенной информации о наличии и об экономической группировке имущества организации по составу и размещению, а также источникам сто формирования.

Обобщение, применяемое в балансе, означает переход на более высокую ступень учета и широко применяется в экономическом и юридическом анализах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта для принятия соответствующих управленческих решений. Согласно ст. 48 ГК РФ наличие у организации самостоятельного бухгалтерского баланса свидетельствует об имущественной обособленности хозяйствующего субъекта.

При составлении баланса соблюдаются следующие правила:

1) показатели должны быть выражены в тысячах (миллионах) рублей, без десятичных знаков после запятой;

2) основные средства, доходные вложения в материальные ценности и нематериальные активы показываются по остаточной стоимости;

3) зачет между статьями актива и пассива недопустим;

4) отрицательные значения приводятся в круглых скобках.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть которой называется активом, а правая – пассивом (табл. 5).

БАЛАНС

ОАО "Автошина" на 1 января 2012 г.

Таблица 5

Актив

Пассив

Номер счета

Состав и размещение хозяйственных средств

Сумма, руб.

Номер счета

Источники образования хозяйственных средств

Сумма, руб.

1

2

3

4

5

6

01

Основные

средства

220 000

80

Уставный капитал

150 000

10

Материалы

37 000

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

40 000

20

Основное производство

60 000

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

160 000

43

Готовая продукция

230 000

68

Расчеты но налогам и сборам

28 000

51

Расчетный счет

95 000

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

25 000

71

Расчеты с подотчетными лицами

8000

86

Целевое финансирование

67 000

76

Расчеты с разными дебиторами

20 000

99

Прибыль

200 000

Итого:

670 000

Итого:

670 000

В активе баланса отражается в денежном выражении информация об имуществе предприятия по составу и размещению. В пассиве группируется информация об источниках формирования хозяйственных средств предприятия (собственных, привлеченных). То есть в активе и пассиве баланса представлены одни и те же средства юридического лица, но в различных разрезах. Отсюда вытекает важнейший вывод: итоги по активу и пассиву баланса должны быть всегда равны, так как, независимо от группировки, общий размер средств остается одним и тем же.

Актив и пассив баланса подразделяются на разделы и статьи. Каждая статья баланса объединяет определенную группу средств. По составу средства, отраженные в активе баланса, подразделяются на основные, оборотные и отвлеченные.

Основные средства – это здания, машины, оборудование и другое имущество, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев. Они имеют высокую стоимость и длительный срок эксплуатации, а их стоимость постепенно погашается путем включения в себестоимость производимой продукции посредством начисления амортизации.

Оборотные средства участвуют в цикле производства и обращения, постоянно находятся в движении, видоизменяют свою форму. К ним относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция и задолженность дебиторов. В отличие от основных оборотные средства используются полностью только один раз. Так, сырье и материалы преобразуются в готовую продукцию, стоимость которой после реализации возмещается в денежной форме.

Отвлеченные средства – это та часть средств предприятия, которая не участвует в его оборотах и характеризует перераспределение средств. К ним относятся, например, отчисления от прибыли, вносимые авансом в бюджет в течение отчетного года, когда окончательная сумма взноса еще не определена.

Баланс является важнейшей формой отчетности (форма № 1), обязательной для всех предприятий, и составляется, как правило, один раз в квартал, год на первое число, следующее за отчетным периодом. Однако он может быть составлен и на другие даты при реорганизации, ликвидации предприятия, смене руководителя и т.п.

Средства организаций, предприятий, учреждений движутся вследствие совершаемых операций, которые вызывают изменения в объеме, составе, размещении и использовании хозяйственных средств и их источников. Все эти изменения, происходящие под влиянием хозяйственных операций, можно свести к четырем типам изменения баланса.

1. Изменения в активе баланса. Их вызывают операции, при которых уменьшается одна и увеличивается другая статья актива. Данный тип изменений можно выразить формулой

А + С – С = П,

где А – актив баланса, П – пассив баланса, С – сумма операции. Рассмотрим первый тип изменений в балансе.

Пример. С расчетного счета хозяйствующего субъекта в банке получено в кассу 30 000 руб. Данная операция затрагивает две статьи баланса: "Расчетный счет" – счет 51 по кредиту и "Касса" – счет 50. По активному счету 51 сумма уменьшится на 30 000 руб., а в активном счете 50 сумма увеличится на 30 000 руб.

2. Изменения в пассиве баланса – увеличение одной и уменьшение другой статьи.

Пример. Удержан подоходный налог с заработной платы работников в размере 20 000 руб. В результате изменения затрагивают лишь пассивные статьи баланса "Расчеты по оплате труда" и "Расчеты с бюджетом" и связаны с переходом источников из одних форм в другие путем уменьшения долга перед работниками по оплате труда и увеличения задолженности перед бюджетом.

Влияние операций второго типа можно записать в виде следующей формулы:

А = П + С – С.

3. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Их вызывают такие операции, при которых общая сумма средств организации увеличивается, соответственно меняется итог баланса в целом.

Пример. На расчетный счет в банке зачислена краткосрочная ссуда в размере 300 000 руб. Эта хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса – "Расчетный счет" (счет 51), который находится в активе баланса, и "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (счет 66), записанная статья показывается в пассиве баланса. Выполнение этой хозяйственной операции вызывает увеличение статьи "Расчетный счет" на сумму 300 000 руб. и одновременно увеличение задолженности предприятия по полученной в банке краткосрочной ссуде, т.е. статья "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" также увеличилась на сумму 300 000 руб. Итоги баланса и по активу и по пассиву увеличились на 300 000 руб. Влияние хозяйственной операции третьего типа можно записать в виде следующей формулы:

А + С = П + С.

4. Изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Такие изменения вызывают операции, связанные с выбытием собственных средств или погашением предприятием различных форм кредиторской задолженности.

Пример. Из кассы работникам организации выдана заработная плата в размере 500 000 руб. Данная хозяйственная операция затрагивает две статьи баланса – "Касса" (счет 50), которая находится в активе баланса, и "Расчеты с персоналом по оплате труда" (счет 70), которая показывается в пассиве баланса. Выполнение этой хозяйственной операции означает, что по статье "Касса" сумма уменьшилась на 500 000 руб. и одновременно на 500 000 руб. уменьшилась сумма по статье "Расчеты с персоналом по оплате труда", так как при выплате заработной платы задолженность предприятия работникам уменьшается. Итог баланса и по активу, и по пассиву уменьшился на 500 000 руб. Влияние хозяйственной операции четвертого типа можно записать в виде следующей формулы:

А – С = П – С.

Юристы, анализируя данные бухгалтерского баланса, должны учитывать, что для хозяйственных операций организаций различной формы собственности характерны следующие признаки: 1) любая хозяйственная операция затрагивает одновременно две статьи баланса и вызывает в нем один из четырех рассмотренных видов изменений; 2) равенство итогов актива и пассива баланса сохраняется после любой хозяйственной операции; 3) итоги актива и пассива изменяются, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно активную и пассивную части баланса.

Баланс является важнейшим документом, содержащим информацию о финансовом положении организации и наглядно в обобщенном виде отражающим хозяйственные операции. В вязи с этим он имеет существенное значение для юридической практики, особенно при выявлении экономических и налоговых преступлений.

Учетные данные баланса позволяют не только ревизорам и экспертам-бухгалтерам, но и юристам проанализировать финансовое состояние, платежеспособность хозяйствующего субъекта, получить соответствующую информацию о размещении средств хозяйствования, сумме уплаченных налогов, полученной прибыли и др.

Экономический анализ бухгалтерского баланса позволяет контролирующим и правоохранительным органам не только оцепить финансовое состояние организации, но и определить, как изменилось это состояние за отчетный период времени. В связи с этим первоначальная проверка отчетности организации всегда предполагает изучение бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала и движении денежных средств, а также приложения к бухгалтерскому балансу и ряд других документов. При проведении документальных ревизий во всех случаях в качестве источника информации также используются сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе.

Сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе, наиболее часто искажаются с целью вывода из-под контроля принадлежащего предприятию имущества, представления неверных данных о платежеспособности и финансовом состоянии предприятия.

Способы искажения могут быть следующими: а) неполный учет фактов хозяйственной деятельности предприятия; б) завышение показателей баланса в части финансовых вложений в деятельность предприятия; в) включение в баланс активов без достаточных оснований с целью улучшения показателей платежеспособности; г) умышленные ошибки в оценке активов и обязательств организации; д) неправильная переоценка основных средств; е) неверный расчет износа и определение стоимости незавершенного производства; ж) несписание недостач материальных ценностей и др.

В процессе выявления и расследования преступлений данные баланса позволяют установить:

– каковы общая сумма средств, которыми располагала организация, их состав и где они размещались на момент совершения преступления;

– в каких целях и кем использовались хозяйственные товарно-материальные ценности организации;

– факты сокрытия различных недостатков, а иногда и признаков прямых злоупотреблений работников бухгалтерского аппарата путем фальсификаций данных баланса;

– признаки отклонения от учета по отдельным показаниям баланса;

– нарушения связи баланса с данными об остатках на бухгалтерских счетах.

Балансы с признаками фальсификации используются правоохранительными и контролирующими органами в качестве доказательств при расследовании преступлений. Но работники правоохранительных органов весьма часто используют информацию, содержащуюся в балансе и отчетности, для осуществления первичного поиска признаков преступлений, обнаружения новых доказательственных материалов в целях профилактики правонарушений.

В бухгалтерском балансе находят отражение лишь обобщенные сведения на момент его составления. При этом эффективное руководство экономической деятельностью невозможно осуществлять путем составления новых балансов после каждой хозяйственной операции. Для этой цели служит система счетов бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета – это собой способ группировки и текущего отражения однородных средств, их источников и хозяйственных процессов в целях оперативного контроля за ними.

Каждый счет имеет наименование и цифровое обозначение (шифр). Например, "Материалы" – счет 10, "Общепроизводственные расходы" – счет 25, "Расчеты с подотчетными лицами" – счет 77, "Прибыли и убытки" – счет 99 и др. Перечень счетов, используемых для учета финансово-хозяйственной деятельности, дан в Плане счетов.

Счета делятся на активные и пассивные в зависимости от принадлежности их к активу или пассиву баланса. В учете применяются также активно-пассивные счета.

На активных счетах ведется учет имущества, его наличия, состава, движения. Например, счет 01 "Основные средства", счет 10 "Материалы" и т.д. На пассивных счетах учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. Например, счет 80 "Уставный капитал" и др.

Схематически счет представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть которой называется "дебет" (от лат. debet – он должен), а правая – "кредит" (от лат. credit – он верит). Дебет и кредит обозначают две противоположные стороны счета и показывают взаимосвязь между счетами при отражении на них хозяйственных операций.

В бухгалтерском учете существует определенный порядок записи на счетах. В активных счетах запись в дебет означает увеличение (прибыло), а в кредит – уменьшение (убыло) учитываемого объекта в денежном выражении. В пассивном счете, наоборот, дебет означает "убыло", а кредит – "прибыло".

Итог сумм, записанных по дебету или кредиту за отчетный период без учета начального и конечного остатков, называется дебетовым или кредитовым оборотом. Остаток по счетам на конец или начало отчетного периода называется конечным или начальным сальдо.

В бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество, и обязательства, т.е. они имеют признаки как активных, так и пассивных счетов. На активно-пассивных счетах может быть как дебетовое, так и кредитовое сальдо (развернутое сальдо). Такие счета называются активно-пассивными. Например, счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 99 "Прибыли и убытки" и др.

В законодательстве (ч. 3 ст. 10 Закона № 402) закреплено: "Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами". Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме по дебету одного и кредиту другого счета.

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые каждой операцией. Сама запись на бухгалтерских счетах с указанием сумм называется бухгалтерской проводкой. Взаимосвязь счетов, на которых отражается операция, называется корреспонденцией счетов, а сами взаимосвязанные счета, на которых отражаются хозяйственные операции, называются корреспондирующими.

Двойная запись на счетах имеет большое контрольное значение, поскольку обеспечивает равенство не только итогов дебетовых и кредитовых оборотов, но также сумм начальных и конечных остатков по активным и пассивным счетам. При этом проверка правильности оборотов и остатков на счетах не вызывает затруднений.

Счета бухгалтерского учета по степени детализации бухгалтерских операций делятся на синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета непосредственно взаимосвязаны с бухгалтерским балансом и представляют собой наиболее высокий уровень обобщения в учете. На этих счетах учет ведется по видам средств или их источникам только в стоимостном (денежном) выражении (Главная книга, журнал- ордер и др.).

Аналитические счета открываются в результате расчленения отдельных синтетических счетов. В аналитических счетах детализируются записи, сделанные на синтетических счетах. Например, на основании записей, сделанных по синтетическому счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", получают обобщенные данные о сумме заработной платы, начисленной всем работникам предприятия, сумме удержаний и выплат, произведенных в погашение задолженности всем работникам предприятия, а также об остатке задолженности.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: сальдо одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, имеющих к нему отношение.

Субсчета – счета второго порядка, они являются промежуточной группировкой аналитических счетов. Например, по синтетическому счету "Материалы" могут быть открыты такие субсчета, как "Сырье и материалы", "Топливо", "Тара и тарные материалы", "Запасные части", "Строительные материалы" и т.п.

По экономическому содержанию счета бухгалтерсного учета делятся на счета средств и процессов в сфере производства и счета средств и процессов в сфере обращения; а в зависимости от назначения или структуры – на счета для учета хозяйственных средств и их источников (инвентарные, счета денежных средств, фондовые, расчетные, регулирующие) и счета учета хозяйственных процессов (калькуляционные, собирательно-распределительные, операционно-результативные и финансово-результативные).

Порядок записей на счетах осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Описание счетов бухгалтерского учета в Инструкции приводится по разделам в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

Таким образом, действующий План счетов финансовохозяйственной деятельности организаций отражает хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и приближает это отражение к мировым стандартам финансовой отчетности. При этом он является нормативным документам для экономического субъекта и представляет собой регистрацию и группировку фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем даны названия и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для работников правоохранительных органов важно иметь четкие представления о бухгалтерской отчетности, потому что различные противоправные деяния, связанные с использованием бухгалтерского учета, искажения отчетности оставляют следы в учете. Поэтому в юридической практике необходимо усвоить порядок ведения учета и требования к составлению бухгалтерской отчетности с целью использования данных знаний для анализа финансовых показателей, интересующих правоприменителя.