Буддизм

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий, он появился в VI в. до н.э. в Индии. В V–III вв. до н.э. буддизм распространился по Южной и Юго-Восточной Азии, а на рубеже старой и новой эры двинулся в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток. Сейчас эта религия более всего распространена в Китае, Японии, Монголии, Вьетнаме, Южной Корее, Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Бутане. В России буддизм исповедуют в Бурятии, Туве и Калмыкии. Последователями буддизма в мире является около 500 млн человек. В буддизме множество направлений и школ, интеллектуальная свобода, присущая этой религии, позволяет по-разному трактовать ее положения, но все приверженцы буддизма разделяют основу проповеди Буддыучение о четырех благородных истинах.

В переводе с санскрита буддизм означает "Учение Пробужденного", его основателем был Сиддхартха Гаутама. Буддизм появился в кастовом обществе Индии, где господствовали две варны – брахманы и кшатрии. Брахманы – жрецы, представляли духовную власть и претендовали на полное превосходство над всеми остальными варнами. Кшатрии – воины и цари, олицетворяли власть политическую. Кроме того, в Индии были две низшие касты – вайшьи – ремесленники, земледельцы и торговцы, и шудры – отверженные. Господствующей религией в Индии в середине I тысячелетия до н.э. был индуизм. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама принадлежал к варне кшатриев, его род царствовал в княжестве Шакья на севере Индии. Предание гласит, что мать Сиддхартхи умерла почти сразу после его рождения, отец-раджа окружил сына любовью и заботой. В детстве и юности царевич Сиддхартха не покидал дворца, его окружали красивые, заботливые и любящие люди. Но однажды, выйдя на прогулку в город, он повстречался с дряхлым стариком, больным человеком и увидел труп. Потрясенному царевичу открылось, что в мире существуют болезни, страдания и смерть. Господствовавшие в то время в Индии религии учили, что освободиться от страдания можно через аскезу и умерщвление плоти, поэтому Сиддхартха покинул дворец и стал отшельником. Он скитался шесть лет. Однажды худой, изможденный, превратившийся в старика бывший царевич уснул под деревом, и во сне ему открылись четыре благородные истины. После этого Сиддхартха стал Буддой, т.е. просветленным, и начал проповедовать свое учение.

Основа религиозной доктрины буддизма – учение Будды о четырех благородных истинах. Первая истина гласит: "Жизнь есть страдание". Вторая говорит, что причина страданий – желания и привязанности человека. Третья истина утверждает, что избавиться от страданий можно, избавившись от желаний и привязанностей, четвертая истина указывает путь к просветлению и нирване. Этот путь называют восьмеричным или срединным, а его вехи – это ступени к просветлению. Вот они:

• правильные взгляды, основанные на четырех благородных истинах;

• правильная решимость следовать этим истинам;

• правильная речь, доброжелательная и искренняя;

• правильное поведение, не причиняющее никому зла;

• правильный образ жизни, честный и мирный;

• правильное усилие, постоянное самовоспитание и самосовершенствование;

• правильное внимание, т.е. активное живое сознание;

• правильное сосредоточение – медитация.

В буддизме нет представления о Боге-творце и спасителе мира, объектом религиозных чувств и переживаний является Будда. Согласно учению буддизма, Вселенная не имеет ни начала, ни конца, ее никто не создавал, мир существует как постоянная смена циклов роста и увядания. Согласно буддизму, все существующее, т.е. растения, животные, люди, неорганическая природа, – это различные потоки нематериальных частиц – дхарм. Смерть означает распад определенной комбинации дхарм, но сами дхармы никуда не исчезают, а образуют новую комбинацию. Новое сочетание дхарм складывается в соответствии с законом кармы (воздаяния) и зависит от предыдущей жизни. Дхармы сочетаются вновь и вновь, а мир непрестанных рождений, смертей и новых рождений, обусловленный кармой, становится миром страданий и непостоянства. Но бесконечную цепь перерождений можно прервать и остановить колесо сан- сары. Просветление – самадхи – означает освобождение от оков жизни и смерти, внутреннюю свободу и окончание перерождений. Достижение нирваны, т.е. освобождение от страданий и обретение блаженства, – цель стремлений буддистов. Слово "нирвана" буквально означает "затухание", это состояние угасания всех желаний и привязанностей и растворение личного "я", с которым эти чувства были связаны, в абсолютной пустоте – шуньяте. Будда называл нирвану островом, где ничем не владеют и ничего не ждут, где нет боли, страданий и гибели.

Буддистское учение связано с практикой, без которой невозможно достичь просветления. Основной вид практики – медитация – способ трансформации сознания и личности. В медитации, т.е. в чистом, нс привязанном ни к каким предметам созерцании, человек переживает целостность бытия. Буддизм учит, что на пути к просветлению все люди равны и располагают одинаковыми возможностями, независимо от пола, возраста или принадлежности к касте, главное – личное усилие и стремление к самосовершенствованию. Никаких ритуалов и особых условий тоже не нужно, вырваться из колеса сансары можно самостоятельно. Будда и бодхисатвы – особые существа, которые приблизились к нирване и сознательно отказались от нее, чтобы остаться на земле, помогают в пути. Но все же просветление и нирвана – результат личных усилий человека.