Будда

На северной окраине долины реки Ганга издревле обитало племя арийцев шакьев. В нём выделялся царский род Гаута-ма. У царя шакьев от старшей жены Магамайи родился сын Сиддхарта, однако при родах она умерла. Младенцу было предсказано, что он станет монахом-аскетом. Когда он подрос, то ушёл из дому и стал отшельником. Странствуя, Сиддхарта Гаутама изучал "Веды", истязал свою плоть, много испытал, но не нашел истины. В уединённом месте, сидя под неким деревом несколько дней подряд не двигаясь в специфичной позе, он испытал необычное чувство и на него на четвёртый день снизошло просветление, он стал буддой, то есть "просветлённым".

Так трактуется появление Будды (563—483 гг. до н.э.) — основателя буддизма. Постепенно вокруг Будды сплотилось множество учеников, образовалась буддийская община.

Источники буддизма: раннебуддийские тексты "Типитака" ("Три корзины") или буддийский Канон, составленный на Цейлоне в III в. до н.э.

Главный буддийский закон жизни наделён определённым смыслом, заключающимся в том, что добро и зло — абсолютные антиподы, ибо зло порождает только зло.

Четыре "благородные истины", постигнутые Буддой:

- первая — страдания правят миром;

- вторая — причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями;

- третья — можно избежать страданий, угасив желания;

- четвёртая — существует путь к прекращению страданий: достижение нирваны. Для этого необходимо понять "благородные истины", во-первых, что жизнь есть боль и страдание; во-вторых, жаждать жизни, любви к жизни через новое рождение; в-третьих, если страдание имеет причину, то возможно прекращение страдания через "полное бесследное уничтожение этой жажды, отказ от неё, отбрасывание, освобождение, оставление её"; в-четвёртых, видеть "путь", ведущий к освобождению от страдания, он в целом заключается в добродетельном, праведном образе жизни.

В буддизме конечная цель сливается с методом: прекращение страданий путём полного отказа от желаний. Добиться этого поможет "восьмеричный путь спасения", основу которого составляют свобода от суеверий и заблуждений; возвышенная, мудрая мысль; доброжелательная, правдивая речь; самовоспитание и самообладание; глубокая медитация. Будда предложил мирянам пять заповедей: не убивай; не кради; не прелюбодействуй; не лги; воздерживайся от опьяняющих напитков.

Нирвана

О нирване в буддизме говорится много, но иносказательно. Нирвана беспричинна. Это не состояние человека, а состояние мироздания. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Её нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь "праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий препятствий, свободный от чувственных наслаждений..."

С течением исторического времени произошла трансформация буддизма.

В III в. до н.э. буддизм распадается. Будда обожествляется и принимает множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о моральном кодексе буддизма, о праведном пути. Изменяется понятие нирваны, она перерастает в мифологический рай. Буддизм вульгаризируется. Душа обретает вечность, "я" мыслится преходящим.

В Средние века буддизм стал одной из мировых религий, но в основном за пределами Индии — в Тибете, Китае, Японии, Бирме, Непале, на Цейлоне и других странах. В Индии же буддизм был поглощен брахманизмом, а Будда включён в пантеон брахманизма-индуизма, как одно из воплощений Вишну. На начало XXI столетия в мире насчитывалось около 360 млн верующих из числа буддистов и почти 800 млн индуистов.

Иногда буддизм называют религией без Бога. Правда это не означает, что Будда отрицал существование Бога-отца и других Богов. Однако Будда подчёркивал, что самосовершенствование, движение по пути спасения — личное дело каждого человека. Будда отрицал также возможность ответов на вечные вопросы: "Конечен или вечен мир? Тождественна ли душа с телом? Бессмертен ли человек, познавший истину?" Эти и другие вопросы остаются на усмотрение людей, принявших буддизм. Отказ от мирских удовольствий, указание на то, что "сокровища наши на Небесах", твёрдость на пути к спасению — сближают буддизм с христианством.

В философии Древней Индии выделяются следующие характерные черты:

- философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;

- окружающий мир и человек взаимосвязаны;

- философские размышления обращены внутрь человека;

- жизненные принципы — аскетизм, самоанализ, самоуглубление;

- учение о карме — сумма злых и добрых дел каждого человека, карма определяет судьбу человека;

- учение о перерождении — сансара — бесконечная цепь перерождений, перемен, вечный круговорот жизни и смерти.