Брендинг в Интернете

Беспрецедентно обширное ноле для инноваций, а также новые ракурсы продвижения брендов и их общения с потребителями открылись в результате появления и бурного развития Интернета. У виртуального продвижения брендов есть определенные преимущества, главное среди них – прямой, позволяющий обходить посредников, выход производителя продукции и услуг на конечного потребителя, который, пользуясь электронной коммерцией, еще и экономит деньги при покупках.

Интернет предоставил компаниям возможность использовать для достижения своих коммерческих целей широкий ассортимент высокоэффективных, инновационных в своей основе технологий и каналов для распространения рекламной информации, в частности, гипертекст, сетевую навигацию, контентную рекламу, сайты, e-mail, блоги (своего рода гибриды сайта, форума и дневника в Интернете), социальные сети – общего формата, профессиональные, по интересам, в которые входят 67% пользователей Интернета, игры, видео- и аудиосервисы, сетевые энциклопедии, географические электронные сервисы (GPS-навигация, Facebook places и т.д.).

Благодаря Интернету компании получили возможность предоставлять потребителям самую разнообразную информацию о бренде, его историю (brand story), используя мультиэффект воздействия на четко сегментированные целевые аудитории. Существенно снижаются и оптимизируются затраты, а информация транслируется мгновенно – непосредственно из сети, опосредованно через ссылки на интернет-ресурсы, через сеть неформальных коммуникаций (форумы, социальные сети). При этом потребители больше доверяют незнакомым собеседникам, с информацией от лица которых они встречаются в сети, чем рекламе в традиционных СМИ. Кроме того, продвигающие бренды через Интернет заказчики кампаний или акций получают возможность контролировать их количественные результаты, достигать высокого уровня цитируемости сообщений, что не всегда возможно при проведении мероприятий в режиме оффлайн.

Традиционные СМИ требуют подготовки исходных материалов, подстроенных под определенный формат, их публикация связана с наличием свободных площадей иод публикации или эфирного времени. При работе с Интернетом таких ограничений нет.

Основные направления реализации интернет-проектов: продвижение бренда в сети, повышение его репутации, прямое общение продавца с покупателем (one-to-one communications), создание и поддержание вокруг бренда особого микромира (community building), проведение событийных PR-мероприятий (онлайн пресс-конференций, конкурсов, викторин, лотерей и т.д.), управление репутацией бренда, создание внутрикорпоративных онлайн-ресурсов с целью достижения лояльности персонала компании и сотрудничающих с ней организаций.

Исключительно активно развиваются и используются для продвижения брендов блогинг (появились блогеры-"тысячники", которые становятся лидерами мнений) и социальные сети.

Социальные сети в Интернете – интерактивные сайты, ОГЛАВЛЕНИЕ которых формируют их многочисленные пользователи (в социальных сетях можно найти их группы практически по любой теме), которые имеют возможность мгновенного обмена сообщениями в форме голосовой почты, текста, видео. Возможности социальных сетей постоянно расширяются, в них потребители могут вступить в обратную связь с производителями и продавцами, принять участие в разработке и продвижении продукта.

Благодаря социальным сетям, блогам, специализированным сайтам компании получили возможность узконаправленно внедрять в информационный обмен мнения экспертов о брендах и в то же время владеть информацией о пользователях Интернета: социально-психологических портретах (профилях), поведении в сети (посещаемости страниц, интересах, поисковых запросах, покупках в интернет-магазинах и т.д.), что дает возможность оптимально дифференцировать размещаемую в сетях рекламу.

Преимущества интернет-брендинга:

оперативность размещения и распространения информации, круглосуточная доступность сети для того, кто размещает в ней информацию о бренде, и тех, кто ее получает;

меньшая стоимость по сравнению с программами и мероприятиями традиционного брендинга;

разнообразие представления информации (мультиэффект воздействия, эффект присутствия);

точная сегментация, точечное воздействие (вплоть до персонализированной направленности информации);

объективность оценки результативности кампании – соотношение количества нажатий и просмотров (показатель clickthrough rate, или CTR), количества посещений сайта бренда, процента отказов посетителей (вышедших с сайта сразу же после того, как на него зашли), числа отзывов пользователей, какая информация о бренде была запрошена и др.;

интерактивность.

Так как пользователь является участником информационного обмена, брендинг в Интернете позволяет чутко реагировать на изменение потребительских предпочтений и корректировать общую стратегию и оперативные действия компании, продвигающей бренд в результате диалога с целевой аудиторией. Интернет дает возможность сделать ее лояльной к бренду, если соблюдаются правила, свод которых получил название "7С":

convenience (удобство) – простота навигации (считается, что пользователь сайта должен найти необходимую ему информацию "за три клика мышкой" (30% покидают сайт, так как не могут быстро найти нужные данные, 66% не завершают оформление заказа из-за сложности процедуры);

content (ОГЛАВЛЕНИЕ) – потребителям необходима достоверная, полная и обновленная информация, поданная в привлекательной, включающей эмоции рекламной форме, не перенасыщенной спецэффектами, желательно снабженная фото- и видеоматериалами;

customisation (персонализация) – параметры сайта, которые может непосредственно настраивать инициатор информационного обмена, например, стремящийся сохранить в сети истории покупок, обращаться к потребителю его информации по имени и пр.;

community (сообщество) – организация форумов, где объединенные общими интересами пользователи обмениваются мнениями, дают друг другу советы и т.д. (это очень эффективный подход, так как не происходит "навязывания" брендов и есть возможность контроля контента информации);

connectivity (взаимодействие) – налаженная связь пользователя с сайтом (удобные и полезные ссылки, оперативные ответы на запросы и т.д.);

customer саге (забота о покупателе) – поддержка в интернет-магазине, возможность получения ответов на часто задаваемые вопросы (FAQ), наличие сервиса заказа и доставки товаров и т.д.;

communication (коммуникации) – развитие взаимоотношений с потребителями: новостные рассылки, уведомляющие о новой продукции, специальных предложениях, скидках и т.д., оказание помощи онлайн, опросы, голосование и пр.

Профессиональный, концептуально выстроенный и грамотно оформленный сайт, имеющий высокую скорость загрузки, легкую навигацию, четкую функциональность и талантливый дизайн, способен сам стать брендом, приобрести высокий уровень посещаемости и доверия. Это важно, так как положительный или отрицательный опыт общения с сайтом влияет на восприятие его посетителями информации о бренде, которая им предлагается.

Технологии брендинга в Интернете постоянно совершенствуются. Все в большей степени и с бо́льшими творческими находками предлагаются интегрированные мероприятия "онлайн+ +оффлайн", расширяющие зону воздействия на потребительскую аудиторию. В маркетинговые коммуникации включаются входящие в Интернет владельцы мобильных телефонов. Нередко рекламное продвижение брендов через его сеть осуществляется в рамках развлекающего маркетинга (advertaiment, entertainment marketing), создающего увлекательные игровые ситуации, пробуждающего эмоции, стимулирующего включенное потребление. Создаются виртуальные персонажи – лица брендов.

При продвижении брендов через Интернет все чаще используют сообщения, полученные через чаты от их "друзей", которые воспринимаются как заслуживающие доверия, а также сплетни, слухи, спланированная утечка информации. Появились специалисты, управляющие дискуссиями, выступающие модераторами форумов, выстраивающие блоги так, как это выгодно компаниям, продвигающим свои бренды.

Информационная революция сулит брендингу в Интернете недостижимые ранее новые возможности эффективного воздействия на потребительскую аудиторию. Если на первых стадиях своего развития он был лишь источником беспрецедентной по своей широте информации, а затем превратился в площадку дискуссий, обратной связи, социологических исследований, то теперь становится для пользователей виртуальным жизненным пространством, практически заменив собой реальную жизнь и насытив ее симулякрами. Обратим внимание на феномен социализации пользователей Интернета. Этот процесс также прошел три этапа – два из них присущи настоящему времени: WEB1.0 (Интернет – средство общения) и WEB 2.0 (средство самовыражения и самоутверждения), в то время как третий – WEB 3.0 (неотъемлемая часть социума) – атрибут недалекого будущего. В виртуальном пространстве виртуальные ценности, которые воплощают в себе бренды, воспринимаются людьми как реальности.