Борьба леса со степью

На международных рынках высоко ценились лесопромысловые продукты и захваченная русами для продажи в рабство славянская челядь. Ее сбывали на восток и юг для разного использования: подростков – для обращения в мусульманских гулямов; мужчин постарше – как гребцов на многовесельных средиземноморских судах; девушек – как наложниц. В обмен на челядь, воск, мед и различные меха (куниц, горностаев, лисиц, соболей, бобров, белок) русы получали паволоки (шелковые ткани), золото и "узо́рочье" (изящную утварь), вина и разнообразные плоды.

Завоеватель Киева князь Олег (Хельг), прославивший себя в походах против хазар и ромеев, заключил то ли один (911 г.), то ли два (еще и ранее в 907 г.) договора о беспошлинной торговле русов в Константинополе и выплате ему ромеями дани. Его преемник Игорь добился подтверждения и увеличения этой дани, но потерпел неудачу в морском походе на Тмутаракань, а затем, поехав собирать полюдье с племени древлян, затребовал от них слишком много и был убит (945 г.). Его вдова Ольга жестоко отомстила древлянам и ввела новый порядок обложения подвластных земель – данники должны были сами теперь доставлять наложенные на них "уроки" в установленный центр податной округи – погост, куда прибывали "погостить" князь и его приказчики – тиуны. Слово "тиун" – скандинавского происхождения, также как князь, витязь (от "викинг"), стяг, шлем, броня, кнут, выть (податная территориальная единица), вира (штраф).

Сын Игоря и Ольги князь Святослав Храбрый нанес поражение хазарам (965 г.), разрушил Итиль и покорил Тмутаракань, но был убит новыми тюрками-степняками, пришедшими с востока – печенегами (972 г.). Проникновение кочевников-налетчиков в низовья Днепра и Дуная мешало киевской торговле, которая развернулась и на запад – до Регенсбурга, резиденции герцогов Баварии, где возникла особая корпорация торговцев с русскими землями.

В борьбе с печенегами укрепляли Киевскую Русь сын и внук Святослава – Владимир Красно Солнышко и Ярослав Мудрый. Их преемникам пришлось иметь дело еще и с половцами, охватившими степь ("Половецкую") от Дуная до Заволжья. Основными оборонительными мерами киевских князей стали строительство новых городов-застав и создание сильной конницы, для чего требовалось покупать на востоке у тюрков и арабов и на западе у мадьяр добрых коней, а в Константинополе – боевые доспехи ("цареградскую броню").

Половцы, набегавшие не только на Русь, но и на Византию, разоряли и уводили в плен смердов, вынуждая сельское простонародье, отдаляясь от степных краев, смещаться к северу, в лесистое Верхневолжско-Окское междуречье. Там возникли новые города, в том числе Москва на притоке Оки и Нижний Новгород при впадении Оки в Волгу.

"Гардарики"

С падением хазар снизилась активность волжского торгового пути (из "варяг в арабы"), и большее значение приобрел "путь из варяг в греки" через Новгород и Киев, между которыми в верховьях Волги, на притоках Днепра и самом Днепре выросли другие древнерусские города[1] как торгово-транзитные центры: Смоленск, Чернигов, Ростов на озере Неро, Суздаль и т.д. Основанием древнерусского города (от "городить", "огораживать") служило обнесенное каменной стеной укрепление – детинец или "кром" (отсюда "укромное место"), строившееся обыкновенно на углу, образуемом слиянием двух рек. Вне детинца, заселенного военно-служилыми людьми, разрастался торгово- ремесленный посад, окруженный деревянной стеной либо земляным валом и еще – рвом.

Новое значение приобрели русские города после того, как Владимир Красно Солнышко принял восточное христианство, отвергнув западное "ученье от латин", иудаизм и ислам. Православие привлекло князя и красотой богослужения, и тем, что дозволяло привычные и любые ему "ковши круговые" на пирах с дружиной: "Руси есть веселие вино пити, не может без того быти".

Принятие веры из Царсграда нс могло не сопровождаться и принятием православных цивилизационных образцов: каменного крестово-купольного храмового зодчества, распространения письменности-кириллицы и даже чеканки монет – "златников" и "сребреников", подражаний солиду и миллиарисию. Богослужение на созданном братьями Кириллом и Мефодием церковнославянском языке и усвоение их азбуки способствовало языковому единению восточных славян и их завоевателей-русов.

По примеру Цареграда Софийский Собор был выстроен не только в Киеве, но и в Новгороде.

Близко ко времени крещения Руси христианство приняли ее западные соседи – поляки и венгры, а также северные викинги – шведы и норвежцы. Но не от "греков", а "от латин", по католическому обряду. Поначалу культовое расхождение особого значения не имело: сын Владимира Ярослав сам был женат на шведской принцессе и выдал своих дочерей замуж за королей-католиков: в Венгрию, Норвегию и Францию. Но смерть Ярослава (1054 г.) совпала с Великой схизмой.