Борьба с ересями

Очень сложным и противоречивым является отношение Ивана III к появившейся на Руси ереси, в исторической литературе получившей название "ереси жидовствующих", последователи которой отвергли многие догматы христианской церкви.

Ересь в переводе с греческого – особая вера. Этим словом исстари обозначали религиозный культ, отвергающий устои официальной церкви и борющийся с ней.

История русских ересей длинна и запутанна. Сомнительную славу первого ересиарха приобрел самозваный суздальский епископ Федор, прозванный Волхвом. В 1164 г. он был выбран "всеми людьми суздальскими" вместо епископа Леонтия, неумеренно, как они считали, изнурявшего их постами. Именно Федор и обличил своего предшественника. При этом он занял суздальскую кафедру без согласия Константинополя и без положенных обрядовых процедур. Большинство священников не поддержали нового епископа, и Федор стал закрывать церкви, в которых они служили.

В 1172 г. Федор был вызван в Киев к митрополиту Константину. Состоялся митрополичий суд, который и приговорил "язык ему (Федору) урезати и руку правую утяти и очи ему выпяти". Главной провинностью осужденного признали еретический отказ от признания догмата о непорочном зачатии Богородицы. По сообщению Кирилла Туровского, Федор впал в саддукейство[1], отвергнув догмат о посмертном воздаянии и воскрешении мертвых.

Еретические движения возникали и позже, но о многих из них информация очень скудна. Так, по глухим летописным записям мы знаем, что "при Иване Калите прекратились безбожные ереси", но суть их остается неизвестной.

В первой половине XIV в. определенный критический настрой, свойственный противникам канонических догматов, продемонстрировал тверской епископ Федор Добрый, вступивший в полемику с новгородским архиепископом Василием Каликой. Тот доказывал, что рай на земле есть и его видели новгородцы, доходившие до "края земли". Федор Добрый возражал, говоря: рай погиб вследствие грехопадения Адама и Евы и существует лишь в "мысленной" форме. Для средневекового, предельно конкретного представления о мироустройстве такие утверждения нехарактерны и выглядели весьма подозрительными.

Другой тверской епископ, Евфимий Вислень, был уже настоящим еретиком и как таковой в 1390 г. был осужден церковным собором в Москве и "извернут из сана". По туманному упоминанию в житии его преемника на кафедре Арсения можно догадаться, что Вислень восстал против церковной иерархии ("апостольской церкви") и усомнился в истинности догмата о Троице.

В XIV в. самой значительной стала ересь так называемых стригольников, возникшая сначала в Пскове, а затем распространившаяся на Новгород и Тверь, а по некоторым сведениям – и в Москву.

Стригольники (происхождение их названия убедительно так и не объяснено) нс признавали церковной исповеди, отвергали "божественную благодать" священства, монашество, догмат о воскрешении мертвых, а следовательно, существование загробной жизни. Ересь стригольников приобрела достаточно агрессивные формы. Сохранилось характерное летописное упоминание о действиях "злых человек" во время пожаров 1340 и 1342 гг. в Новгороде. Они врывались в церкви, расхищали хранившиеся там ценности, а иконы и богослужебные книги сжигали. Лишь в 1375 г. власти решились начать преследование еретиков. Были осуждены и казнены дьякон Микита, дьякон Карп и еще один их товарищ. Всех троих утопили, "свергоша с мосту".

Если о возникновении ереси стригольников ничего не известно, то упомянутое выше движение "жидовствующих" достаточно хорошо изучено благодаря тщательному расследованию, проведенному церковными властями. Ценнейшим источником, раскрывающим историю и вероучительные построения этих еретиков, является книга Иосифа Волоцкого (1440–1515) "Просветитель". В ней сообщается, что в 1470 г. в свите приглашенного в Новгород литовского князя Михаила Олельковича прибыл киевский еретик Схария, начавший проповедь своих идей среди новгородцев. Учениками Схарии стали новгородские священники Алексей и Денис, позднее под их влияние подпали и думный дьяк Федор Курицын, и даже митрополит Зосима. Об этом Иосиф Волоцкий свидетельствовал со всей определенностью, воспроизведя слова Зосимы Брадатого: "Что такое царство Небесное, что такое второе пришествие, что такое воскрешение мертвых? Ничего этого нет: кто умер, то умер, и только; дотоле и был, пока жил на свете". Слова митрополита чужды христианскому учению, обнаруживая параллели лишь с упоминавшимся выше саддукейством.

Непримиримыми противниками "жидовствующих" были новгородский архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий.

Иван III поначалу поддерживал объявившихся в Новгороде еретиков, именно он перевел их духовных вождей попа Алексея и попа Дениса в Москву. Еретикам покровительствовала и сноха великого князя Елена Стефановна, мать наследника престола Дмитрия-внука.

Исторический экскурс

Вопрос с престолонаследием в государстве Ивана III обострился со смертью старшего сына этого государя от первого брака, Ивана Ивановича Молодого, женившегося на молдавской княжне Елене Стефановне. Но еще в достаточно молодом возрасте у него обнаружился тяжкий недуг – "камчюга в ногах" – так именовался в то время тромбофлебит. Чтобы помочь сыну, Иван Васильевич выписал из Венеции врача, некоего Леона. Лечение проходило самым диким образом: заморский лекарь давал пациенту "зелье пити", ставил банки (жег "стекляницами по телу"), вливал в него горячую воду. В результате такого врачевания 32-летний Иван Иванович в ночь на 8 марта 1490 г. скончался. Головой за это ответил и сам Леон, казненный по приказу великого князя на сороковой день после смерти старшего сына. Наследником был объявлен шестилетний сын умершего Дмитрий-внук (1483–1509), к неудовольствию великой княгини Софьи Палеолог, отстаивающей права своего сына Василия.

Противниками ереси стали вторая жена Ивана Васильевича великая княгиня Софья Фоминична и их сын Василий. За это на них на некоторое время обрушились гнев и опала государя, но затем, под влиянием Иосифа Волоцкого, Иван III в 1503 г. изменил отношение к ереси и ее вдохновителям. Подтолкнула его к этому тяжелая болезнь, воспринятая государем как наказание Божье. Он повелел казнить самых упорных из еретиков - Ивана-Волка Курицына (брата умершего к тому времени Федора Курицына), Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова. Их посадили в клетку и сожгли на льду Москвы-реки. Тогда же великий князь наложил опалу на своего внука Дмитрия и его мать Елену Стефановну и заточил обоих в тюрьму. Наследником престола был объявлен старший сын великого князя от второго брака Василий Иванович.