Возникновение сознания

Сознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом. Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Главными биологическими предпосылками для появления сознания ученые называют увеличение размеров и усложнение мозга древних обезьян, а социальными предпосылками – общение и трудовую деятельность.

Человек не рождается сознательным существом, а становится таковым. Сознание формируется в онтогенезе и филогенезе.

В филогенезе, т.е. в процессе становления человеческого рода, сознание становится результатом труда и общения предков человека между собой. Предполагается, что древние люди постепенно научились выделять и фиксировать объективные свойства и отношения предметов природы, т.е. обобщать. Результат обобщения закреплялся в определенном знаке и мог быть передан другим людям. Параллельно с сознанием формировался и язык. Сознание древних людей было наглядно-действенным, т.е. "мышление" происходило благодаря манипуляциям с предметами, эти манипуляции и были сознанием. Оттачивая камень или добывая пищу с помощью палки, древний человек "думал". Изменение и усложнение труда развивали сознание первобытных людей. Постепенно логика внешних действий с предметами сменилась идеальной логикой обобщенных образов этих вещей. Такое мышление называют наглядно-образным, оно стало основанием, на котором сформировались примитивные верования, первобытное искусство и мифология. Наглядно-образное мышление исторически предшествует абстрактно-логическому – способности оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями. Логическое мышление является высшей способностью сознания.

В онтогенезе, т.е. в индивидуальном развитии человека, сознание тоже формируется через общение. Ребенок, который в младенчестве на долгое время был изолирован от других людей, не сможет полностью приспособиться к жизни в обществе. Сознание развивается, если человек с самого начала жизни вовлечен в культуру, через семью усваивает ее достижения, а став взрослым и самостоятельным, действует, оценивает и творит.

Из признания социальной природы сознания следует важный вывод о его характере и свойствах. Сознание – это диалог, оно представляет собой совместное с другими знание. Сознание, как оно знакомо каждому из нас, это постоянный внутренний диалог "я" и "другого". При формировании сознания ребенка этот диалог происходит буквально через общение с родителями и сверстниками. У взрослого человека диалог становится внутренним. Внутренний оппонент или слушатель, т.е. "другой", в собственном сознании представляет собой нормы и ценности культуры.

В русском языке слова "познание" и "сознание" имеют общий корень – "знание". Познание обозначает последовательное движение к знанию, а сознание – высшую способность психического отражения действительности, присущую только человеку. Но несмотря на то что термин "сознание" отсылает к термину "знание", неверно все ОГЛАВЛЕНИЕ сознания сводить только к знанию. Сознание всегда связано с оценкой и с переживанием, т.е. с определенным отношением к тому, что известно. Эта особенность сознания тоже выражается в языке, только не в русском, а в английском. Слово "consciousness" – сознание – соотносится не со знанием "knowledge", а с совестью – "conscience". Одним словом, в каждом проявлении сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение.

Философская проблема сознания не сводится только к проблеме познания и познавательных способностей. Задавая вопрос о сознании, философ неизбежно вопроша ет о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии. Кроме того, сознание – это не единственное "измерение" личности. Для того чтобы обозначить все, что существует во внутреннем мире человека, в философии используется понятие субъективности или субъективной реальности. Субъективность – это все сознательные и бессознательные, эмоциональные и интеллектуальные, ценностные и рациональные проявления человека, это многомерная реальность, в которой множество слоев и уровней, сознание – только один из них.

Сложность проблемы сознания заключается еще и в том, что каждое проявление сознания в свернутом виде заключает в себе всю жизнь человека, оно вплетено во все проявления личности и во многом определяет их. Сознание неотделимо от опыта жизни и поэтому должно изучаться вместе с ним. По так сформулированная проблема сознания становится безграничной, поскольку жизненный опыт человека или культурный опыт всего человечества никогда не завершены. Иными словами, проблема сознания – это еще один вечный философский вопрос. Сознание трудно определить в качестве точного и однозначного предмета философии, поэтому его рассматривают с разных сторон: с точки зрения его происхождения, структуры, соотношения с бессознательным, или с точки зрения свободы, смысла жизни и ценностей, которыми руководствуется человек[1].