БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

Кризис империи, становившийся все более очевидным с XVIII, достиг своего апогея в начале XIX в. Реформы Селима III и Махмуда II на рубеже XVIII-XIX вв. были отчаянной попыткой покончить с пережитками тянувшей страну в средневековье системы власти. Кое-чего они помогли добиться, но весь последующий ход событий, в частности военные успехи Мухаммеда Али Египетского, поставившего "Порту" (этим термином в Европе обозначали султанское правительство и Османскую империю в целом) на грань военного краха, свели результаты второго тура реформ практически на нет. От полной гибели империя была спасена лишь в результате вмешательства держав, не желавших этого. Ведь в противном случае неизбежно вставал бы вопрос об обширном наследстве владений империи в Европе, в первую очередь больная проблема проливов, на которые претендовала Россия, что категорически не устраивало другие страны, прежде всего Англию. Уже летом 1839 г. державы официально объявили, что берут Порту под свое коллективное попечение, а Лондонская конференция, ультимативно потребовавшая от Мухаммеда Али отказаться от плодов его побед, в 1840 г. узаконила это коллективное попечительство, причем у нового султана Абдул-Меджида I (1839-1861) не было иного выхода, как принять его.

Острый внутриполитический и экономический кризис, военное поражение, давление держав, успешно добивавшихся все новых уступок и льгот, - все это ставило перед новым султаном и его советниками, наиболее известным из которых был Решид-паша, нелегкие задачи, решить которые можно было только с помощью очередного тура реформ. Требовались радикальные преобразования, и именно к ним управители империи вынуждены были прибегнуть. Новые реформы (1839- 1870) получили наименование Танзимата (букв, "реформы", "преобразования").

Танзимат

Опубликованный в ноябре 1839 г. Гюльханейский хатт-и-шериф ("священный указ") гласил, что власти ставят своей целью обеспечить всем подданным гарантии безопасности их жизни, чести и имущества, отменить систему откупов и упорядочить налогообложение, а также изменить порядок призыва на военную службу. Для осуществления этой программы в начале 1840-х гг. был проведен ряд реформ в сфере администрации (создание меджлисов, т.е. совещательных органов с участием жителей страны, не являющихся мусульманами, при управителях вилайетов и санджаков), суда (составление уголовного и коммерческого кодексов) и образования (создание системы светских школ), а также принят ряд мер для усовершенствования земельных отношений и развития экономики.

Реформы, как того и следовало ожидать, вызвали яростное сопротивление в стране, особенно со стороны духовенства, ревностных приверженцев ислама. В начатой трансформации традиционной системы отношений они видели еще один шаг на пути к европеизации страны и соответственно к ослаблению своего влияния, что не могло не расцениваться ими как крушение основ. Одним из наиболее уязвимых пунктов всей программы Танзимата был вопрос о статусе многочисленных подданных империи, которые не принадлежали к числу турок и вообще мусульман. Попытка уравнять их в правах с мусульманами встретила наибольшее сопротивление. В результате так и не был изменен порядок призыва на военную службу (армия по-прежнему комплектовалась из мусульман). Более того, проблема статуса христиан вызвала конфликт с Россией, претендовавшей на покровительство по отношению к ним и к святым местам в Палестине, что в конечном счете явилось поводом для крымской войны (1853-1856). По итогам войны Турция оказалась в стане победителей, но эта победа была для нее пирровой, ибо истощила казну и положила начало драматически нараставшей внешней задолженности страны. Главным же результатом войны и связанного с этим очередного нажима держав было продолжение Танзимата.

Реформы 1850-1860-х гг. сделали еще один шаг по пути установления равенства всех подданных империи. Был учрежден официальный статус общин-миллетов (греческой, армянской, еврейской и др.), объявлено о допуске их представителей к государственной службе (вопрос об участии их в армии остался нерешенным). Был принят важный закон о земле, отменены цеховые регламенты в городах, упорядочена система налоговых откупов. Судебная власть отделялась от административной, а шариатские суды были несколько потеснены. Появилось министерство просвещения, ведавшее светскими учебными заведениями, вплоть до высших. Наконец, реформы предоставили немало прав и льгот иностранному капиталу, прежде всего право на владение недвижимостью. Осуществление всех этих реформ было связано с деятельностью виднейших реформаторов второй половины XIX в. Али-паши и Фуад-паши, советников Абдул-Меджида и его преемника Абдул-Азиза I (1861-1876), руководивших правительством империи. Руководствуясь доктриной османизма (все подданные империи - османы), они стремились сохранить доминирующее положение турок в стране при формальном равенстве всех населяющих империю народов. Понимая необходимость дальнейшей европеизации страны, они делали соответствующие уступки иностранному капиталу, хотя отчетливо осознавали, сколь непопулярна эта политика и какие мощные силы в империи ей противостоят.

Что касается уступок, то они сводились к тарифным льготам (8% - единый таможенный налог для иностранных товаров), к подтверждению режима капитуляций, учреждению ведущего в финансовых делах империи англо-французского Оттоманского банка (1856), вскоре приобретшего статус государственного банка, а также к обширным капиталовложениям в промышленное, железнодорожное строительство, добычу и обработку сельскохозяйственного и иного сырья. Следует заметить, что одновременно рос внешний долг страны, ибо дефицит государственного бюджета со времен Крымской войны погашался за счет займов. Задолженность к 1876 г. достигла огромной суммы в 6 млрд франков. Платой за это было все более широкое предоставление иностранному капиталу возможностей для глубокого проникновения в экономику империи, результатом чего стало постепенное изменение хозяйства страны, втягивавшейся в мировой рынок. Изменялся облик экономики как в сфере традиционного ремесла и торговли, так и в области сельского хозяйства. Все более заметные позиции в хозяйстве занимала нарождавшаяся промышленность, для ее нужд создавалась развитая инфраструктура.

Все эти в общем позитивные для страны перемены, включая и экономическое вторжение в страну иностранного капитала, сопровождались ростом национального самосознания, особенно в среде образованных интеллектуалов. В 1865 г. возникло тайное общество "новых османов", ставившее своей целью создать в стране режим конституционной монархии. В начале 1870-х гг. в Стамбуле начала издаваться газета "Ибрет" ("Наставление"), отражавшая их идеи. И хотя газета вскоре была закрыта, позиции сторонников конституции, во главе которых стал видный сановник империи Мидхат-паша, к середине 70-х гг. заметно усилились. Массовые выступления учащихся в мае 1876 г. послужили сигналом для начала решительных действий. Султан Абдул-Азиз был низложен, а новый султан Абдул-Хамид II согласился на конституцию, которая была официально принята в декабре 1876 г.

Конституция провозглашала основные права и свободы граждан империи, создала двухпалатный парламент и несколько ограничила прерогативы султана. Но избранный парламент оказался послушным воле монарха, а великий везир Мидхат-паша был в феврале 1877 г. выслан из страны. Султан, несмотря на все конституционные ограничения его власти, явно становился хозяином положения. Для этого были веские причины. Дело в том, что перемены и преобразования 1840- 1860-х гг., т.е. все танзиматские реформы и тесно связанные с ними изменения в экономике страны, ставшие результатом проникновения в империю иностранного капитала, принесли некоторые выгоды лишь городским слоям населения, которые и поддерживали новые реформы, включая конституцию. Стоит напомнить, что в то время это было в значительной мере нетурецкое и даже неисламское население страны. Что же касается собственно турок, то они не только не имели выгод от нововведений и не могли воспользоваться их плодами, но, напротив, чувствовали себя ущемленными в своем привычном привилегированном положении и даже несли некоторые экономические потери, в частности в связи с земельной реформой.

Разжигаемое мусульманским духовенством недовольство со временем становилось все более ощутимым, чем и воспользовался новый султан, нашедший в этом недовольстве мощную опору для противодействия конституционалистам. Поражение в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. лишь подлило масла в огонь, так как его легко можно было объяснить следствием нововведений, ослаблявших власть правителя. В феврале 1878 г. Абдул-Хамид совершил государственный переворот. Парламент был распущен, а империя на долгие годы была превращена в весьма мрачную деспотию.