Возникновение социальной психологии

В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества — тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых, другая относится к сравнительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современная теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология. Если наукой считать только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предысторию научной социальной психологии, а XX век — как возникновение и начало развития современной социальной психологии. И в том, и в другом случае, независимо от того, с какой эпохи мы начинаем отсчет времени существования интересующей нас области знаний, трудно будет точно наметить дату первого появления социально-психологических знаний. Однако приблизительно это все же сделать можно.

В древности социально-психологические знания возникли, по-видимому, тогда, когда люди стали жить сообществами и между ними сложились определенные взаимоотношения, которые для нормальной совместной жизни необходимо было понимать, объяснять и как-то регулировать. Тогда-то, наверное, люди впервые и задумались над природой своих взаимоотношений и приступили к поиску средств управления ими.

Безусловно, что в древнейших государствах, основанных еще в третьем-втором тысячелетиях до н. э., социально-психологические знания о человеческих взаимоотношениях не только уже существовали, но и широко использовались в практике. Об этом свидетельствуют, к примеру, история Древнего Китая, Древней Индии, государств Междуречья, Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Уже там правители и представители религий умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью соответствующих социально-психологических знаний.

Правда, в то время социально-психологические знания были отражены не столько в учении о душе, которого еще как отдельной науки не существовало, сколько в философских размышлениях на темы истории, политики, права, а также в художественной литературе. Это и понятно: ведь первые социально-психологические знания людям необходимы были прежде всего для того, чтобы на житейском уровне, или на уровне обыденного сознания — как это сейчас называют, — объяснять процессы, происходящие в обществе.

Относительно времени возникновения современной социальной психологии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Конкретная точка того или иного ученого по данному вопросу зависит от того, о какой науке идет речь: о социальной психологии как части философии, о социальной психологии как составляющей социологии или о социальной психологии как отдельной, экспериментальной научной дисциплине.

Как самостоятельная наука, отделенная от философии, социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание многие современные ученые связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами М. Лацарусом( 1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием "психология народов", проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии, во всяком случае — некоторых ее разделов. Эта заявка вместе с программой разработки данной науки была опубликована в первом номере научного журнала "Психология народов и языкознание", который вышел в 1859 году. С этого времени ученые и ведут историю современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими грудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием "Психология народов".

Таким образом, психология народов, впоследствии получившая название "этническая психология", стала первой темой социально-психологических исследований, которые в то время велись в контексте направления, называемого культурно-исторической психологией, что позволяло противопоставить его естественнонаучно ориентированной индивидуальной экспериментальной психологии В. Вундта и его последователей. По мнению русского ученого Н. Н. Надеждина, "психическая этнография" — это еще одно название психологии народов, или этнопсихологии, употребляемое в то время, — должна была изучать духовную сторону человеческой природы, умственные и нравственные способности, силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и другие качества, характеризующие разные народы. Как типичные проявления народной психологии рассматривались также продукты устного народного творчества — сказки, пословицы, песни и т. п.

Первым разработчиком этнической психологии в нашей стране и соответственно психологии народов, или социальной психологии, по праву считается известный философ и психолог Г. Г. Шпет (1879-1940).

Этническая психология, по его мнению, должна была выявлять и изучать типичные "коллективные переживания", отвечая, например, на следующие вопросы: что любит народ? чего он боится? чему поклоняется? Г. Г. Шпет считал, что принадлежность человека к народу — акт не биологический, а социально-психологический. Этническая психология того или иного народа, по его мнению, определяется не наследственностью (генотипом), а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые характерны для данного народа.

Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием "психологии народов" ("этническая психология", "психическая этнография", "культурно-историческая психология"), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта и Г. Г. Шпета).