Бизнес в интернет-пространстве

Бизнес в интернет-пространстве (Business in the Internet) основан на понимании того, что современный Интернет является сложившимся информационным виртуальным пространством, которое доступно любому пользователю Сети в любое время в любой точке Земли. Возможность интерактивного взаимодействия позволяет пользователям, не выходя из офиса или дома, делать покупки в интернет-магазинах, оплачивать услуги, играть на бирже, получать образование, повышать культурный уровень. Для компаний, использующих интернет-технологии, это реальная возможность "продвигать" бизнес через Интернет - маркетинг, продажи, оказание услуг, реклама. В связи с этим сформировались два понятия - "электронный бизнес" и "электронная коммерция", которые при всем внешнем сходстве имеют существенные различия.

Электронный бизнес (e-Business) означает осуществление и автоматизацию бизнес-процессов, а также повышение эффективности деятельности предприятия за счет повсеместного применения достижений из области web-технологий. При этом фокус деловой активности перемещается на максимальное использование преимуществ внутренних и внешних связей компании в глобальных ИС.

В электронном бизнесе можно выделить четыре слоя: интернет-инфраструктура, интернет-услуги, информационные посредники, электронная коммерция. Инфраструктура реализуется телекоммуникационными компаниями и производителями программного обеспечения, компьютерного и сетевого оборудования. Услуги предоставляются сервис-провайдерами Интернета, обеспечивающими транзакции в сети, и владельцами каналов связи. Инфраструктура услуг посредников включает в себя службы, консультационные и обслуживающие компании, обеспечивающие создание web-страниц и управление их контентом, поисковые машины, базы данных и мультимедиа-применения. Каждый участник этого слоя активно способствует реализации электронной коммерции.

Электронная коммерция (e-Commerce) является важнейшей составной частью электронного бизнеса. Это вид бизнеса, при котором взаимодействие (транзакции) между участниками коммерческих сделок происходит с помощью информационных технологий (электронные платежи, электронная цифровая подпись и пр.) или посредством Интернета (интернет-коммерция).

Электронная коммерция - любой вид сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта. Являясь точным, такое определение не отражает дух электронной коммерции, порожденной возникновением новых запросов, технологий и ведущей к коренным изменениям в способах ведения бизнеса.

Определение электронной коммерции, данное в документах UNCITRAL (Комиссии ООП по международному торговому праву), представляет собой перечисление различных видов сделок, осуществляемых через Интернет и другие электронные средства коммуникаций, что обусловлено широким толкованием понятия "торговля". К ним относятся любые торговые сделки (поставка товаров/услуг или обмен товарами/услугами), дистрибьюторские соглашения, факторинг, лизинг, инжиниринг, купля-продажа лицензий, банковские услуги, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, перевозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом и другие формы коммерческого сотрудничества.

Электронная коммерция, по сути, появилась раньше своего термина - в 1960-е гг., в эпоху Mainframe-based приложений. Одними из первых таких приложений были сервисные компьютерные программы для транспорта - заказ билетов, обмен данными между различными транспортными службами, подготовка и согласование маршрутов движения судов и самолетов.

Электронная коммерция объединяет использование в коммерческой деятельности широкого спектра коммуникационных технологий: электронная почта, факс, электронный обмен данными EDI и электронные платежи EFT, Интернет, Интранет, Экстранет и т.п.

Электронная коммерция обладает рядом несомненных преимуществ, из которых можно выделить:

o большую открытость компании по отношению к клиентам, взаимодействие с клиентами направлено на установление долгосрочных взаимоотношений (технология Customer Relationship Management - CRM);

o значительное увеличение оперативности получения информации для принятия решений, особенно при сложных торговых сделках с участием нескольких компаний;

o значительное сокращение цикла маркетинга и продаж, появление возможности пред- и послепродажной поддержки продукта - в особой степени это относится к программному обеспечению (представление подробной информации о продуктах и услугах, документация, поставка новых версий и т.д.);

o электронную оплату сделок с использованием электронных платежных систем;

o возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;

o осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами;

o значительное снижение затрат, связанных с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;

o возможность создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном портале;

o в случае необходимости объективное измерение провайдером и подтверждение независимыми аудиторами фактов и частоты совершения торговых операций, например по анализу bg-файлов;

o распространение права собственности на продаваемые или покупаемые нематериальные активы, например пакеты информации в электронном виде;

o большое количество на рынке недорогих программных пакетов для осуществления коммерческой деятельности в Интернете.

К недостаткам можно отнести необходимость приобретения специализированных программно-аппаратных средств (если их нет в компании), осуществления повышенных мер безопасности информации, работы через интернет-посредников (провайдеров), возможность потери критически важной для бизнеса информации.