Бизнес-сегменты

16 января 2009 г. Citigroup заявила о намерении реорганизоваться в две операционные единицы – Citicorp (розничные продажи и инвестиционно-банковская деятельность) и Citi Holdings (брокерская деятельность, управляющая компания)[1]. При этом Citigroup продолжала функционировать как единая компания.

В настоящее время Citigroup состоит из двух бизнес-сегментов: Citicorp, включающей Regional Consumer Banking и Institutional Clients Group, и Citi Holdings, объединяющей Brokerage and Asset Management, Local Consumer Lending и Special Asset Pool. Также есть третий сегмент – Corporate/Other[2].

Более детальная схема[3]}} организации Citigroup представлена на рис. 8.1.

Как уже отмечалось, Citigroup обладает самой большой сетью финансовых услуг в мире: около 12 тыс. офисов компании в более чем 140 странах мира. Для удобства данные страны объединены в четыре региона:

North America (Северная Америка, включая США, Канаду и Пуэрто-Рико);

Europe, Middle East and Africa (EMEA) (Европа, Ближний Восток и Африка);

Latin America (Латинская Америка, включая Мексику);

Asia (Азия, включая Японию).

Рис. 8.1. Сегменты CitiGroup[4]

Банк Citicorp

Citicorp – глобальный банк, обслуживающий корпоративные и потребительские нужды. Citicorp сосредоточен на предоставлении лучших в своем классе продуктов и услуг клиентам, а также на усилении не имеющей равных глобальной сети Citigroup. Citicorp присутствует почти в 100 странах мира, причем в большинстве из них на протяжении более 100 лет, и предлагает свои услуги в более чем 140 странах мира. Citigroup полагает, что его глобальная сеть создает прочную основу для соответствия широкому спектру потребностей финансового обслуживания клиентов разных национальностей, а также удовлетворения потребности приват-банкинга и банковских услуг физическим лицам и коммерческим клиентам во всем мире. Глобальная сеть финансовых услуг Citigroup обеспечивает охват мировых развивающихся экономических систем, которые, как полагает компания, являются перспективной для развития сферой[5].

Citicorp оставался прибыльным на протяжении 2008 и 2009 гг., несмотря на сложные условия на рынке. По состоянию на 31 декабря 2009 г. Citicorp владел приблизительно 1,1 трлн долл. США в активах и 731 млрд долл. США в депозитах, что составляло приблизительно 60% всех совокупных активов Citigroup и приблизительно 90% его депозитов[6]. Примерно 2/3 баланса Citicorp формируется за счет вкладов[7]. Эти активы приносят относительно высокую прибыль при низких рисках и работают в стремительно развивающихся регионах мира.

Структура Citicorp представлена на схеме, приведенной на рис. 8.2.

Regional Consumer Banking (RCB) состоит из четырех региональных потребительских банков Citigroup, которые предоставляют традиционные банковские услуги. RCB также ведет бизнес фирменных карт Citigroup и небольшое коммерческое банковское дело. RCB – это диверсифицированный бизнес с почти 4000 отделениями в 39 странах мира.

В течение 2009 г. 68% от общих доходов RCB поступали из регионов вне Северной Америки. Большинство международных доходов и ссуд касались развивающихся экономических систем Азии, Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. В конце 2009 г. у RCB было 213 млрд долл. США в активах и 290 млрд долл. США в депозитах[8].

Рис. 8.2. Структура CitiCorp

Institutional Clients Group (ICG) включает Securities and Banking и Transaction Services. ICG предоставляет полный ассортимент продуктов и услуг, включая регулирование денежных операций, торговлю, андеррайтинг, предоставление займов и консультативную службу, корпоративным, институциональным клиентам и клиентам с большим капиталом во всем мире.

Международное присутствие 1CG поддерживается биржевыми торгами приблизительно в 75 странах и в локальной сети в пределах Transaction Services в более чем 90 странах. 31 декабря 2009 г. у ICG было приблизительно 866 млрд долл. США в активах и 442 млрд долл. США в депозитах[9].

Asia Regional Consumer Banking (Asia RCB) предоставляет традиционные банковские услуги и обслуживает фирменные карты Citi розничных клиентов и малого и среднего бизнеса прежде всего в Южной Корее, Австралии, Сингапуре, Индии, на Тайване, в Малайзии, Японии и Гонконге.

На 31 декабря 2009 г. у Asia RCB было приблизительно 633 розничных отделения, 94,5 млрд долл. в депозитах, 15,8 млн клиентских счетов и 50,1 млрд долл. США в займах физических лиц. Кроме того, у Asia RCB было приблизительно 15,1 млн счетов по кредитным картам Citi с 17,7 млрд долл. США непогашенной ссуды[10].

Latin America Regional Consumer Banking (LATAM RCB) предоставляет традиционные банковские услуги и обслуживает фирменные карты Citi розничных клиентов (физических лиц) и малого и среднего бизнеса преимущественно в Мексике и Бразилии. LATAM RCB имеет филиальную сеть по всей Латинской Америке, так же как Вапатех (второй по величине банк Мексики, имеющий более чем 1700 отделений).

31 декабря 2009 г. у LATAM RCB было приблизительно 2216 розничных отделений с 16,6 млн клиентских счетов, 18,2 млрд долл. США в виде непогашенных займов физических лиц и 41,4 млрд долл. США в депозитах. Кроме того, у LATAM RCB было приблизительно 12,2 млн счетов карт Citi с 12,2 млрд долл. США непогашенной ссуды[6].

ЕМЕА Regional Consumer Banking (EMEA RCB) предоставляет традиционные банковские услуги и обслуживает фирменные карты Citi физических лиц и малого и среднего бизнеса, прежде всего в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Банковские услуги для физических лиц Западной Европы включены в Citi Holdings. EMEA RCB репозиционировал свой бизнес, переключившись со стратегии широкого распространения к сфокусированной стратегии, концентрирующейся на больших городских рынках в пределах области. Исключение – Банк Handlowy, который широко представлен на рынке Польши. Странами, на рынках которых активно работает EMEA RCB, являются Польша, Турция, Россия и Объединенные Арабские Эмираты.

31 декабря 2009 г. у EMEA RCB было приблизительно 341 отделение розничного банка с приблизительно 4,2 млн клиентских счетов, 5,2 млрд долл. США в ссудах розничного банка и 10,1 млрд долл. США в депозитах. Кроме того, у EMEA RCB было приблизительно 2,7 млн счетов СШ карт с 3,0 млрд долл. США непогашенной ссуды[6].

North America Regional Consumer Banking (ΝΑ RCB) предоставляет традиционные банковские услуги и обслуживает фирменные карты Citi физических лиц и малого и среднего бизнеса в США. У NA RCB приблизительно 1000 отделений розничного банка и 12 млн счетов клиентов, являющихся физическими лицами. Все они в основном сконцентрированы в больших муниципальных районах Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Чикаго, Майами, Вашингтона (округ Колумбия), Бостона, Филадельфии и крупных городов Техаса.

По состоянию на 31 декабря 2009 г. у NA RCB было приблизительно 7,2 млрд долл. США в займах физических лиц и 143,7 млрд долл. США в депозитах. Кроме того, у NA RCB было приблизительно 23,1 млн счетов по кредитным картам Citi с 82,7 млрд долл. непогашенной ссуды[10].

Transaction Services состоит из Treasury and Trade Solutions ( TTS) и Securities and Fund Services (SFS).

TTS обеспечивает всестороннее регулирование денежных операций и торговое финансирование корпораций, сектора финансовых учреждений и юридических лиц общественного сектора во всем мире.

SFS предоставляет услуги по хранению и резервированию средств (так же как страховые компании и открытые фонды) инвесторам, клиринговые услуги посредникам (например, фирмам, сочетающим функции брокера как посредника и дилера как принципала), агентские/трастовые услуги транснациональным корпорациям и правительствам. Доход формируется из выручки по нетто-проценту на депозитах и торговых ссудах в TTS и SFS, а также из плат за обработку транзакций и взносов за активы, находящиеся под попечением SFS.

Securities and Banking (S&B) предлагают широкий спектр инвестиционных и коммерческих банковских услуг и продуктов корпорациям, правительствам, институциональным и розничным инвесторам и ультранадежным клиентам банка. S&B предоставляет услуги инвестиционного посредничества и консультативные услуги, а также займы, ведет институциональное брокерство и торговлю иностранной валютой, предлагает структурированные продукты, денежные инструменты и деривативы, оказывает частные банковские услуги.

Доходы S&B формируются прежде всего из взносов на инвестиционное посредничество и консультативное обслуживание, выплат и процентов на ссуды, спреда от торговли иностранной валютой, наличных инструментов и дериватов, из дохода, полученного на основных сделках, оплаты частных банковских услуг и спреда на них[6].

Бренды Citigroup[15]

Citibank более чем в 100 странах предлагает многочисленные банковские, инвестиционные услуги и услуги кредитования физическим лицам, а также малому бизнесу с годовым объемом продаж до 10 млн долл. Citibank также предоставляет полный диапазон финансового обслуживания, удовлетворяя потребности малых компаний и больших корпораций, правительств, институциональных инвесторов и индивидуальных вкладчиков. Financial Center Network (сеть финансовых учреждений) Citibank состоит из местных отделений, а также электронных систем, включая банковские автоматы и Интернет.

Специфические продукты и услуги включают основные банковские счета и инвестиционные услуги посредством Citicorp Investment Services, CitiTerm® life insurance, CitiPhone® banking, CitiGold® accounts. Финансовые учреждения Citibank предоставляют услуги по финансовому анализу с использованием Citipro® и CitiBusiness® Solutions Review, а также необходимых финансовых инструментов. Все это позволяет Citibank выработать индивидуальное решение для каждого клиента.

CitiFinancial предоставляет услуги кредитования через систему филиальной сети. Решения принимаются локально членами команды CitiFinancial, которые живут и работают там, где данные услуги предоставляются. Такое взаимодействие (лицом к лицу) позволяет лучше всего понять потребности каждого клиента. Услуги потребительского кредитования CitiFinancial включают займы под обеспечение недвижимым имуществом, необеспеченные и частично обеспеченные ссуды физическим лицам и ссуды на покупку потребительских товаров.

Предоставляя широкий выбор условий ипотечных кредитов, Citi-

Mortgage специализируется на оказании помощи клиентам для достижения ими целей в сфере домовладения. Конкурентоспособные ставки и разнообразие условий кредита позволяют получить наиболее подходящий клиенту ипотечный кредит. CitiMortgage гордится непревзойденным обслуживанием клиентов от предварительной оценки займа до прекращения обслуживания счета, как только ипотечный кредит будет погашен.

CitiInsurance – международный страховой бизнес Citigroup, который в настоящее время реализует страховые продукты в 45 странах мира и осуществляет страхование в девяти странах. Citilnsurance

сосредоточивается на продуктах, связанных со страхованием жизни и выходом на пенсию; на наборе страховых продуктов, связанных с кредитами, включая несчастные случаи и проблемы со здоровьем; на продолжительности своих продуктов, включая страхование всей жизни и страхование на дожитие до определенного возраста.

Citi Alternative Investments осуществляет альтернативные инвестиции, в том числе в хеджевые фонды, структуры кредита, прямые частные инвестиции, недвижимое имущество и предоставляет другие возможности частного размещения и специального инвестирования.

Citi Capital Advisors осуществляет инвестиции, включающие возможность постоянного дохода, прямых частных инвестиций и инвестиций в инфраструктуру.

Citi Cards самый большой в мире поставщик кредитных карт с более чем 150 млн счетов, образующих более 144 млрд долл. США дебиторской задолженности. Citi Cards – это наибольший потребительский бизнес в пределах Citigroup, в котором задействовано около 32 000 служащих в более чем 30 точках Северной Америки. Стратегическая цель Citi Cards – ускорение естественного прироста с помощью инвестиций в секторы с высокими показателями роста (партнерские программы и малый бизнес по предоставлению кредитов) и использование основных способностей для расширения границ бизнеса, в том числе на сферу здравоохранения.

Citi Private Bank является одним из наиболее крупных в сфере приват-банкинга в мире. В условиях сегодняшней мировой экономики он обеспечивает "создателей богатства" полным ассортиментом финансовых, банковских, инвестиционных, трастовых и консультативных услуг, используя почти 470 частных банкиров и 290 специалистов по продукту в более чем 30 странах. Клиенты полагаются на Citi Private Bank в решении таких вопросов, как доступ к капиталу, сложная инвестиционная стратегия, управление ликвидностью, а также экспертиза Citi Markets & Banking. Банкиры Citi Private Bank действуют как доверенные советники, которые вырабатывают и координируют грамотные решения для отдельных потребностей клиента с акцентом на персонифицированное и конфиденциальное обслуживание.

Citi Institutional Clients Group предоставляет комбинацию инвестиций мирового класса и коммерческих банковских услуг. ICG удовлетворяет уникальные потребности более 2500 клиентов в более чем 100 странах мира. Высокий уровень продуктов и услуг, а также географическое присутствие во многих странах сделало Citi Institutional Clients Group главной финансовой организацией для корпораций, правительств и учреждений.

Citi Investment Research – весьма уважаемое исследовательское отделение, состоящее из 390 исследователей-аналитиков в 22 странах. Citi Investment Research охватывает 3100 компаний, анализируя 90% рыночной капитализации главных мировых индексов. Это обеспечивает макроэкономический, количественный и трендовый анализ мировых рынков. Главная цель Citi Investment Research – совмещая исключительные торговые способности Citi и опыт финансовых консультантов Smith Barney, помочь инвестирующим клиентам принять обоснованные решения, обеспечивая их независимым и глубоким анализом на должном уровне.

Citi Microfinance работает с сектором микрофинансирования и бизнес-инвесторами с целью расширения зоны охвата финансовым обслуживанием путем развития соответствующих продуктов, механизмов распределения и финансирования. Эта деятельность включает обеспечение прямого и структурированного финансирования, доступ к местным рынкам капитала, лизинга, индивидуального кредитования посредством партнеров MFI[16], хеджирования курса иностранной валюты и процентной ставки, римессы и страхования.

Вапатех – самый большой коммерческий банк Мексики (с точки зрения собственного капитала и доходов) с обширной дистрибьюторской сетью (более чем 1500 отделений и 4200 банковских автоматов).

Primerica – маркетинговая организация финансового обслуживания в Северной Америке с более чем 100 000 полных и частичных представителей. Primerica предлагает потребителям ряд финансовых услуг и продуктов, включая срочное страхование жизни, взаимные фонды, консолидирующие кредиты, ипотечные кредиты на жилье, долгосрочное медицинское страхование и предварительно оплаченные юридические услуги.

Women & Со. – отделение Citi, реализующее программу, учитывающую специфичные финансовые факты из жизни женщин. В среднем женщины живут дольше мужчин, проводят больше времени на пенсии и, что более вероятно, будут нуждаться в длительной заботе и проведут больше времени, не работая и опекая членов своей семьи. Эти факты влияют на планирование пенсии, имущественных расходов и расходов на здравоохранение. Преимущества членов Women & Со. – доступ к различным финансовым образовательным ресурсам и энергичному сообществу финансово-грамотных женщин. 1