Биржи, фондовый рынок, реклама, ярмарки как элементы рыночной инфраструктуры

Важным составляющим элементом в XIX в. рыночной инфраструктуры являлись учреждения денежно-кредитной системы: банки, биржи, организации малого кредита, дома частного банкирского промысла, сберегательные и земские кассы, городские банки.

До конца ХГХ в. в стране существовали еще как пережиток Средневековья меняльные лавки. Но важными составляющими рыночной инфраструктуры являются биржи и сопутствующие им организации типа биржевых комитетов, маклерских контор. Развивались ярмарки разных типов, рекламные агентства и т. д.

Если первая биржа в Западной Европе открылась в 1500 г. в Брюгге (Бельгия), то в России ее зарождением считается 1703 г., когда Петром 1была организована но тину Амстердамской первая биржа в России, но она не стала регулярной. Однако купеческие собрания., носившие биржевой характер, проходили в стране еще в Великом Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде. 16 января 1721 г. Петр I подписал Регламент Главного магистрата, где предписывалась организация бирж и в ряде других городов империи. В 1796 г., при Екатерине II, возникает вторая биржа в Одессе, а в 1816 г. третья - в Варшаве, в правление Александра!. Торговали на биржах заменяемыми ценностями, т. е. без представления самого товара.

Уже в XIX в. в мире выявилось два тина товарных бирж:

1) биржи публично-правового характера находились под наблюдением государства, и организация их осуществлялась на основе закона о биржах. Это биржи Франции, Бельгии, Голландии;

2) биржи частноправового характера создавались в Англии и США но операциям с зерном, хлопком, каучуком. Существовала биржевая корпорация, активно действовали маклеры.

Первыми биржами в России были товарные, они тоже заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку но образцам - через биржевых посредников (маклеров).

То, что даже при жизни Петра I единственная биржа в Санкт-Петербурге не функционировала постоянно, объясняется во многом отсутствием до эпохи Екатерины II бумажных денег и ценных бумаг.

После создания биржи в 1816 г. (Варшава) биржевая торговля оживляется с начала 1820-х гг., когда в обращение поступают облигации государственных займов и акций. Расширяется сеть бирж: в 1837 -1839 гг. организуется биржа в Москве, 1842 г. - Рыбинске, 1848 г. - Нижнем Новгороде. Их организации способствуют отмена крепостного нрава, интенсивная прокладка железных дорог и появление широкой сети коммерческих банков. К 1914 г. действовало 115 бирж. Накануне войны 16 июля 1914 г. биржи закрываются.

В XIX в. сведения о биржевых курсах систематически публиковались в российских газетах. Но в стране не было специальных фондовых бирж. Сделки с ценными бумагами совершались на биржах смешанного характера, иногда их называли универсальными, или общими. Они находились в Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Одессе, Риге и Харькове. Иностранные ценные бумаги на них не допускались. К специализированным биржам относятся хлебные, действовавшие с конца XIX в. в Петербурге, Москве, в селе Балашов Самарской губернии и др. Начали создаваться и лесные биржи на северо-западе страны. Харьковская биржа проводила сделки с углем и железом.

На рубеже XIX-XX вв. наиболее распространены были сделки товарные, фондовые, валютные (заграничные векселя, чеки), дисконтные (внутренние платежные средства типа векселей).

Деятельность этих организаций регулировалась "Трудовым уставом". С 1907 года расходы на их ОГЛАВЛЕНИЕ производились за счет: а) сборов за вход; б) сборов с членов биржевых обществ; в) штрафных денег; г) субсидий органов городского самоуправления и правительства.

Котировальные комиссии занимались составлением биржевого бюллетеня, контролировали работу маклеров. Маклерами могли стать представители купеческого или мещанского (городского) сословий, не моложе 25-30 лег, российские подданные, сдавшие экзамен на профпригодность и отвечавшие определенным нравственным нормам. На биржах имелись эксперты по качеству товаров, браковщики, приемщики товаров. Кассиры, инкассаторы, охранники товарных складов объединялись в биржевые артели.

В1769 г. впервые в стране появились государственные цепные бумаги в форме облигационного внешнего займа России. Заем был размещен на голландском рынке через посредника - банкира исходя из 5% годовых, сроком на 10 лет. Это стало началом выпуска правительственных внешних займов. Но основным источником покрытия бюджетного дефицита именно с этого года стал выпуск бумажных денег (ассигнаций). Чрезмерная их эмиссия вела к инфляции, особенно в период наполеоновских войн. Поэтому в 1810 г., в соответствии с "Планом финансов" М. М. Сперанского, предусматривался выпуск внутренних процентных долговых обязательств, облигаций долгосрочного государственного займа. Уже в мае 1810 г. был выпущен 6%-ный семилетний заем на 100 млн руб. ассигнациями, это и был первый внутренний государственный заем России.

Обращение кредитных билетов в стране было узаконено в период денежной реформы Е. Ф. Канкрина 1839-1843 гг. Они тоже поступали на фондовый рынок.

Умелое использование рынка ценных бумаг привело к "железнодорожному чуду" - по протяженности рельсовых путей на рубеже ХГХ-ХХ вв. Россия уступала лишь США. С конца XIX в. параллельно с обращением государственных ценных бумаг использовались векселя и акции на рынке.

Таким образом, уже 100-150 лет тому назад: 1) ценные бумаги выступали гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; 2) размещение ценных бумаг являлось эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства; 3) ценные бумаги активно участвовали в обслуживании товарного и денежного обращения; 4) курсы ценных бумаг, складывавшиеся в фондовых отделах общих бирж, являлись барометром тех или иных изменений в экономической, социальной и политической жизни страны. Их курсы резко падали в годы кризиса и повышались в период подъема экономики и определенной стабильности в обществе.

Историческое значение имеет и опыт рекламного дела, накопившиеся в России в дореволюционные годы.

На первом этапе ее развития, существовала лишь устная реклама. Печатные объявления рекламного характера встречаются уже в первой российской газете "Ведомости", основанной Петром I в 1703 г. После создания в 1725 г. Академии наук появились "Санкт-Петербургские ведомости". Здесь печаталась реклама библиографического характера, на базе которой возникает издание каталогов книжной продукции.

На втором этапе появляется печатная информация коммерческого характера ("Московские ведомости"). Вплоть до конца XVIII в. рекламные тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, типичной для жанра объявления. Особое внимание уделила нововведениям в рекламном деле ставшая с 1835 г. еженедельной газета "Санкт-Петербургские ведомости". Теперь в объявлениях каждый заголовок призывал покупателя тот или иной товар. Основной поток коммерческих объявлений рекламного характера проходил через "Коммерческую газету" (1825-1860), а также в частном издании еженедельника "Купец" (1832-1835). В них рекламировались товары, продававшиеся различными торговыми домами, тесно связанными с российскими заводами, фабриками, мастеркими.

Новым этапом развития коммерческой рекламы следует назвать вторую половину XIX в. Ориентированные на широкую читательскую аудиторию, массовые издания газет "Голос" (1863-1889), "Петербургский листок" (1881-1916) способствовали зарождению первых российских рекламных агентств. Это был уже третий этап развития рекламного дела. На рубеже XIX и XX столетий наибольшее количество рекламных объявлений помещалось в газете "Новое время".

О возросшем влиянии торговой рекламы свидетельствует проведение в Петербурге в 1897 г. Всемирной выставки торгового плаката.

Зарождение рыночной инфраструктуры в виде ярмарок произошло в Русском государстве еще до появления татаро-монголов. Если проследить кратко историю ярмарок, то их предшественниками были начиная с IX-X вв. торжки и торги. Они организовывались вблизи городов или на пересечении торговых путей. Торговые точки вдоль Волги издавна способствовали обмену товаров и продуктов между русичами и населением степей. Большой торг, периодически проходивший на Средней Волге еще в середине XIII в., совершался на Арском поле около Казани. В 1524 г. Великий князь Василий Иоаннович учредил русскую ярмарку в городке Васильсурске. Здесь обычно собиралось русское войско для похода против Казани. Поэтому ярмарка была перенесена к Макарьевскому монастырю вблизи Нижнего Новгорода и стала называться Макарьевской. В 1666 г. было определено время торговли - две недели.

В период XVII в. сюда приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы. Если в конце XVII в. торговый оборот на ярмарке достигал 80 тыс. руб., то к концу XVIII столетия - уже 30 тыс. руб. К тому времени казной было построено в Макарьевске 1400 ярмарочных помещений. 15 февраля 1817 г. произошло знаменательное событие - Макарьевская ярмарка была перенесена на низменное место напротив Нижнего Новгорода и стала именоваться Нижегородской. Был построен Гостиный двор. И в 1822 г. в сорока рядах ярмарки была открыта торговля.

На ярмарку съезжались около 200 тыс. человек, особенно колоритно выглядели купцы в восточных костюмах. Если в год открытия (1822) было привезено товаров на 26 млн руб., то в 1881 г. - на 244 млн руб., причем продано было 99% товаров. Такой значительный оборот соответствовал экономическому подъему.

Экономическое значение Нижегородской ярмарки заметно уменьшается с сооружением Закаспийской железной дороги и Транссибирской магистрали. Теперь товары из восточных регионов страны могли доставляться сразу в Москву и в промышленные центры европейской части.

Но общий оборот ярмарки в Нижнем Новгороде оставался высоким. Ассортимент товаров состоял из хлопка-сырца; хлопчатобумажных тканей; тонких сукон; валяной обуви; шелковых и льняных изделий; галантерейных товаров; пушнины; изделий из драгоценных камней. Завозили для продажи часовые изделия; разные металлы; машины и инструменты; стекло и фаянс. Далее идут поставки хлеба, соли, рыбы, бакалеи, керосина, а также икон, бумаги, книг, игрушек и т. д. Продавали оптом и в розницу.

Опыт деятельности Нижегородской ярмарки учтен, в середине 1990-х гг. работа ее была восстановлена.

На втором месте по экономическому значению в стране находилась Ирбитская ярмарка на Среднем Урале, куда съезжались купцы и предприниматели с Урала, Сибири, некоторых южных губерний и т. д. Определенную роль в становлении рыночной экономики сыграли ярмарки: Свенская (около Брянска), Киевская, Бакинская и др. Все они содействовали развитию товарно-денежных отношений в стране.

В стране действовали до 1917 г. и такие элементы рыночной инфраструктуры, как таможни, страховые общества, налоговые службы, различные аукционы и т. д.