Биологическое пространство и время

С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время, обусловленные спецификой живого.

Наиболее глубокое учение о биологическом пространстве и времени было разработано В. И. Вернадским.

Главными из свойств биологического времени-пространства В. И. Вернадский считал[1]:

• дисимметрию;

• необратимость.

Дисимметрия живого вещества есть особое состояние пространства, открытое Луи Пастером. Любое вещество в своем кристаллическом строении создается в двух возможных вариантах – левом и правом, и только в молекулярных структурах организмов наблюдается преобладание одного из двух изомеров.

В. И. Вернадский полагал, что с геометрическим свойством дисимметрии связано отсутствие прямых линий и ярко выраженная кривизна форм жизни. Поэтому, вероятно, мы имеем право допустить в биологическом пространстве внутри организмов проявление геометрических свойств, отвечающих всем трем формам геометрии – Евклида, Лобачевского и Римана.

Второе отличие, которое характеризует живые организмы – необратимость во времени, что тоже резко отличает живые организмы от безжизненных явлений, для которых время обратимо.

Для жизни время с геохимической точки зрения выражается в трех разных процессах:

• время индивидуального бытия особи;

• время смены поколений, без изменения формы жизни;

• время эволюционное – смены форм одновременно со сменой поколений.

На каждом уровне жизни ее конец неизбежен и неотвратим.

Единство времени и жизни выражается в следующем:

• время и жизнь – однонаправленны, идут только из прошлого через настоящее в будущее;

• время и жизнь одинаково необратимы;

• время имеет количественные стороны, и жизнь имеет твердые количественные основания своего прохождения.

В сочетании с принципом космизма и вечности жизни биологическое время принимает характер абсолютного. На этой основе В. И. Вернадский строит свое понимание космоса: "Жизнь неотделима от Космоса, ее изучение должно отразиться – может быть, очень сильно – на его научном облике"[2].

Биологическое время представляет собой центральную проблему хронобиологии (от др.-греч. χρόνος – время) – науки, которая исследует временную организацию биологических систем, периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам.

Биологическое время является внутренним временем биологических систем, так как оно связано с биологическими часами, т.е. существует через отношение биологических процессов в живых объектах. Физическое время является по отношению к биологическим системам внешним временем, так как оно определяется по часам, находящимся вне организма. Время функционирования биологических систем может быть выражено как в физическом, так и в биологическом времени.

Однако и человеческом организме пространственно-временную "оболочку" имеют не только чисто биологические и физиологические процессы. На их материальной основе осуществляется психологическое функционирование человека, которое и рождает новый тип пространственно-временной структуры – психологическое пространство и время.

Социальное пространство и время

С возникновением человеческого общества сформировалось социальное время и пространство. Оно как бы вписывалось в пространственно-временные структуры неорганической и органической материи, которые в снятом виде, конечно, действуют в социальном пространстве-времени.

Социальное пространство и социальное время есть форма бытия социальной материи, т.е. общества, представляющего собой продукт взаимодействия людей.

Социальная пространственно-временная организация общества характеризуется протяженностью (территорией) и местом (локальная структура, созданная и освоенная группой людей).

Социальное пространство – это прежде всего пространство, в котором живет и действует человек, организованный в различные социальные формы. Для человека пространство в первую очередь ассоциируется с территорией, на которой он проживает, которую осваивает, делает своей. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности – изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т.е. создавать "вторую природу". С древних греков в обиход вошло слово "ойкумена", обозначающая часть суши, заселенную и обжитую человеком.

Социальное пространство вписано в систему биосферы и космоса, но, в отличие от физического пространства, обладает особым человеческим смыслом, в нем возникает и развивается особый вид пространственных отношений, в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо. В отличие от геометрического пространства, социальное пространство неоднородно.

Социальное время характеризуется длительностью, последовательностью и становлением различных элементов, сторон, явлений общественной жизни.

Социальное время не является некой самодовлеющей субстанцией общества, а выражает специфику конкретной социальной системы. Оно измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью. Ритм социальной жизни лежит в основе категории времени. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, а само социальное время носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого – отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционного общества.

Характеризуя темпы преобразований в жизни общества, социальное время имеет тенденцию к постоянному ускорению.

Небывалое ускорение темпов социального времени поставило на повестку дня вопрос о нравственной ценности времени индивидуального бытия человека. Индивидуальное бытие человека неповторимо, и время его жизни по большому счету не может и не должно быть отдано в жертву социальному бытию в целом.