Биологический возраст

Каждому человеку присущ свой собственный темп развития – скорость "разворачивания" генетической программы в конкретных условиях окружающей среды. Разница между степенью зрелости организма и его календарным возрастом в некоторых случаях может быть существенной. Поэтому важным показателем развития в антропологии считается соответствие паспортного (календарного) и биологического возраста.

Период времени, прошедший в абсолютном выражении (т.е. в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента, называется хронологическим, или паспортным, возрастом; возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, – биологическим возрастом.

Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, в некоторых функциональных и биохимических показателях, особенностях психофизического развития. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста), уровня биологической зрелости и психического развития различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отличие биологического возраста от календарного приводит, как правило, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требованиям, предъявляемым ему социальной средой.

Основные критерии биологического возраста группируются по системам признаков:

показатели морфологической зрелости – общее соматическое развитие; зубная зрелость; скелетный возраст; развитие репродуктивной системы (половое созревание);

физиологические и биохимические показатели – прежде всего показатели основного, углеводного и липидного обмена; секреция ферментов и гормонов; особенности сердечнососудистой системы, нейродинамические и нейрофизиологические характеристики;

показатели нервно-психического развития.

Определение биологического возраста по одонтологическим (зубным) признакам проводится на основе подсчета числа прорезывающихся зубов и последовательности их прорезывания. Эти данные сопоставляются с разработанными стандартами, в результате чего можно получить интервальную оценку возраста индивида – зубной возраст.

Зубной возраст определяется с точностью до года, иногда еще точнее. Это большое преимущество метода по сравнению со всеми прочими критериями. Однако зубной возраст наиболее информативен только в периоды прорезывания молочных (в среднем от 6 месяцев до 2 лет) и постоянных зубов (от 5–6 до 13–14 лет, без учета третьих моляров – "зубов мудрости"), он не показателен после прорезывания всех постоянных зубов. Следовательно, этот метод непригоден для определения биологического возраста в подростковом и взрослом возрасте. Показатели зубного возраста представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Нормальные сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

Зубы (название и обозначение)

Возрастные сроки

Молочная смена

Постоянная смена

Резцы

Внутренние (i 1 и I1)

6–8 месяцев

6–8 лет

Наружные (i2 и I2)

7–12 месяцев

7–9 лет

Клыки

Клыки (с или С)

16–20 месяцев

10–14 лет

Премоляры (или предкоренные)

Первые (Р1)

12–16 месяцев

9–12 лет

Вторые (Р2)

20–30 месяцев

11 – 13 лет

Моляры (или коренные)

Первые (ml и M1)

Нет

6–7 лет

Вторые (m2 и М2)

Нет

12–13 лет

Третьи (m3 и М3)

Нет

(7,5)17-22(28) лет

Оценка скелетного возраста в разные периоды онтогенеза достаточно разнообразна: в пренатальном периоде оцениваются начало и степень сформированности диафиза длинных костей; в период активного роста – размеры и морфология отдельных костей; в пожилом возрасте – степень выраженности остеопороза, остеофитов, краевых разрастаний на позвонках, на фалангах пальцев и пр.; в течение всего онтогенеза – особенности клеточной микроструктуры кости (прежде всего губчатого вещества длинных костей) и суставных поверхностей тел позвонков, а также особенности окостенения зон роста длинных трубчатых костей и степень зарастания швов черепа. Наиболее широкое применение для определения скелетного возраста в детском и подростковом возрасте нашел способ оценки окостенения костей кисти и лучезапястного сустава с использованием рентгренографии. Большое количество развивающихся костей с разными сроками созревания в этих отделах костной системы и относительная легкость проведения исследования делают этот метод доступным и информативным. Примерные сроки окостенения костей кисти приведены в табл. 2.8.

Таблица 2.8

Примерные сроки окостенения костей кисти

Кость

Срок окостенения

Трехгранная

2–3 года

Полулунная

3–4 года

Ладьевидная и многоугольная

5–6 лет

Гороховидная

10–12 лет

Сесамовидная

12 лег (девочки), 15 лет (мальчики)

Фаланги пальцев кисти

11 лет (девочки), 13 лет (мальчики)

Критериями половой зрелости служат время появления, последовательность и степень развития вторичных половых признаков, гармоничность (согласованность) их появления и развития. Последние определяются с помощью антропометрических показателей, описывающих параметры гениталий, развитие грудных желез, изменения таза и т.п., иногда с использованием дискретных характеристик, оцененных в баллах. Сроки появления и степень развития отдельных признаков на протяжении пубертатного периода достаточно индивидуальны, но последовательность наступления этих изменений при гармоничном развитии, как правило, неизменна.

Критерии половой зрелости информативны в периоды отрочества, пубертата и юности. Нормативные сроки появления вторичных половых признаков приведены в табл. 2.9, а принятые в антропологии критерии половой зрелости даны в пояснении к таблице.

Таблица 2.9

Сроки появления вторичных половых признаков

Возраст, годы

Девочки

Мальчики

8-9

Округление бедер, широкий таз

9-10

Ma1

Складчатость мошонки

10-11

P1, А1

Увеличение размеров яичек (3 × 1,5 см)

11-12

Появление первой менструации

Пигментация мошонки, А1, Р1

12-13

Увеличение размеров клитора, Ма2

Увеличение размеров яичек (3 × 1,5 см) и полового члена (7 × 2,5 см)

13-14

Установление регулярных менструаций

Оволосение над верхней губой. Увеличение силы мышц. Строение тела по мужскому типу

14-15

Ма3, А2-3, Р2-4

А2, Р2

15-16

Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса

16-18

Остановка роста

Увеличение размеров яичек (3 × 2,5 см) и полового члена (10 × 3 см)

18-20

Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ма – mammae): Ма0 – детский сосок; Ma1 – околососковый кружок выдается над уровнем кожи; Ма2 – околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи; Ма3 – железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса; Ма4 – сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р – pubis): Р0 – отсутствие волос; Р1 – единичные короткие волосы; Р2 – волосы на центральной части лобка более густые, длинные; Р3 – волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка; Р4 – волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А – axillaris): А0 – отсутствие волос; А1 – единичные волосы; А2 – волосы более густые на центральном участке впадины; А3 – волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Р0 – отсутствие волос; Р1 – отдельные прямые волоски; Р2 – более густые курчавые волосы, верхняя граница горизонтальная; Р3 – густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку; Р4 – густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: А0 – отсутствие волос; А1 – отдельные прямые волоски; А2 – волосы курчавые, но редкие; А3 – густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Иногда для определения биологического возраста детей и подростков используют оценку их двигательных возможностей, которые сравнивают с существующими стандартами, характерными для того или иного возраста. Однако этот метод имеет ограниченное применение, так как позволяет говорить лишь о двигательном возрасте ребенка, что имеет значение в основном в спортивной практике.