Биографический подход

В рамках данного подхода объединяются концепции, авторы которых не только описывают феномены профессиональной жизни, но пытаются понять их происхождение и обрисовать возможности прогноза, рассматривая относительно длительные этапы жизни.

Концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера

Имя Дональда Сьюпера (1911 – 1994) получило известность в психологии благодаря двадцатилетнему лонгитюдному исследованию, начатому в 1951 г., которое было направлено на изучение вариантов профессиональной карьеры и роли в них профессиональной зрелости выпускников средней школы. Были обследованы 200 старшеклассников, выпускников средней общеобразовательной школы г. Нью-Йорка, выходцев из среднего класса, обладавших средними показателями интеллекта. У старшеклассников определялись показатели профессиональной зрелости (ПЗ), которая понималась как готовность и способность личности справляться с задачами развития актуальной стадии жизни человека. ПЗ оценивалась по таким критериям, как информированность о путях подготовки к выбранной профессии, степень соответствия склонностей и способностей, осведомленность о длительности рабочего дня, выраженность интереса к профессии, наличие профессионального опыта, степень экономической самостоятельности подростка. Под руководством Сьюпера был проведен мониторинг профессионального развития отобранной группы лиц; эмпирически установлены типичные варианты карьеры: карьера стабильная, в рамках одной профессии как дело жизни; карьера обычная, совпадающая с нормативными стадиями; карьера нестабильная, имеющая более двух смен профессии; карьера с множественными пробами; карьера домохозяйки – для женщин; карьера двухлинейная, охватывающая семью и профессию, – для женщин; карьера прерванная – для женщин в связи с рождением детей [45; 46].

Важным итогом лонгитюда Д. Сьюпера стало признание того, что профессиональное развитие человека связано с личностной зрелостью, формированием и реализацией его Я-концепции: то, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. В последующие годы Д. Сьюпер ввел понятие "карьерная адаптивность" (КА), необходимое для описания, объяснения и предсказания явлений профессионального развития на всем протяжении трудоспособного периода жизни. Были выделены структурные элементы КА: 1) отношение к труду как ценности; 2) способность управлять собственной жизнью; 3) рефлексивные умения (научение из собственного опыта); 4) наличие планов и перспектив в области карьеры; 5) информированность о мире труда и профессий; 6) особенности принятия решений; 7) способность исследовать варианты развития. Д. Сьюпер ввел профессиональные занятия как вариант в систему других социальных ролей, которые могут быть последовательно или одномоментно важными для личности на разных этапах жизни. Так, среди основных жизненных ролей оказались следующие: ребенок, ученик/студент, работник (или безработный, неработающий), гражданин, отдыхающий, супруг, родитель, пенсионер, домохозяин. В описании актуального профессионального статуса личности была использована модель взаимодействия "индивид-среда". Особенности и тенденции профессионального развития личности, по мнению Д. Сьюпера, обусловлены сочетанием четырех факторов: 1) положением человека на определенной стадии карьеры, жизненного пути (предшествующим опытом); 2) элементами КА; 3) предпочитаемыми жизненными ролями; 4) индивидуальными и социальными детерминантами.

Теория профессионального развития Д. Сьюпера, интегрировавшая достижения ролевых теорий, когнитивной психологии и психодинамических концепций, широко используется в современной практике карьерного консультирования (в частности, в ситуации реориентации). Не утратили значения ее главные итоги, состоящие в том, что, во-первых, удовлетворенность личности профессией зависит от того, в какой мере человек может реализовать в труде свои способности, интересы, личностные свойства; во-вторых, профессиональным развитием можно управлять через влияние на Я-концепцию, сознание и самосознание личности.

Теории биографических предпосылок и следствий нестабильной карьеры

Г. Элдер и А. Каспи провели исследование, используя архивные материалы США времен Великой депрессии. Авторы исследования ввели понятие "экономический стресс", обозначив ситуации жизни, когда семья неожиданно лишалась средств к существованию в результате потери работы кормильцем. Потеря работы вела к росту раздражительности мужчин, что негативно сказывалось на детско-родительских отношениях [цит. по: 3]. А. Каспи изучил трудовые истории людей, обследованных в возрасте 10 и 40 лет (лонгитюд, начатый в 1930-е гг.). Выделена группа риск-факторов, связанных между собой и отражающих особенности развития личности в детстве, юности и при переходе к взрослой жизни. К таким факторам были отнесены плохое финансовое положение семьи; отсутствие контроля и заботы со стороны родителей; низкая самооценка; агрессивное поведение; школьные проблемы; отвержение со стороны сверстников и пр. Установлено, что мальчики с раздражительным характером из семей среднего класса в 40 лет имели профессиональный статус мужчин, выходцев из семей рабочих, большинство их занималось работой более низкого квалификационного уровня, чем их отцы в сопоставимом возрасте. Их трудовые биографии были хаотичнее, они чаще меняли работу и попадали в безработные. Был сделан вывод о том, что следствием зафиксированной детской раздражительности является в будущем низкий профессиональный статус и профессиональная нестабильность личности.

В Ювяскюльском лонгитюдном исследовании (Финляндия), начатом в 1968 г., были осуществлены срезовые замеры тех же лиц в 1986 и 1995 г. [3] Было установлено, что у мужчин на нестабильность карьеры в зрелом возрасте влияют: повышенная психическая лабильность (невнимательность, отсутствие концентрации при выполнении задания) – в 8 лет; тревожность – в 14 лет; низкая добросовестность – в 27 лет. У женщин нестабильность карьеры обусловлена следующим: социальной пассивностью – в 8 лет; тревожностью – в 14 лет; низкой добросовестностью – в 27 лет [там же]. Были сделаны выводы о том, что риск-факторы связаны и провоцируют события, подталкивающие неблагополучные варианты профессионального развития. Накопленные риск-факторы могут передаваться новым поколениям в форме повышенной заболеваемости, социальной депривации детей, неблагоприятной ситуации их развития. Все это повышает риск школьных проблем и способствует повторению ребенком жизненного пути родителей.

Указанные выше зависимости Н. Гармези назвал "межпоколенной моделью бедности" [31]. Можно ли прервать описанную в данной модели цепь объективных событий? И если да, то какими способами? Профессор Лондонского института психиатрии М. Раттер предложил пять способов преодоления влияния риск-факторов индивидуально-личностного воспроизводства бедности и безработицы: 1) уменьшение вовлеченности ребенка в ситуации, провоцирующие неблагоприятное развитие (контакт с группой сверстников, проявляющих девиантную, асоциальную активность); 2) развитие навыков конструктивного решения социальных проблем (разрыв цепных негативных реакций во взаимодействии со средой); 3) поддержание самооценки и чувства самоэффективности ребенка; 4) открытие позитивных перспектив – профессиональных, образовательных, которые помогли бы покинуть неблагополучную среду; 5) не отрицание, а принятие реальности имевшихся когда-то негативных событий и переживаний; при этом важно фокусироваться на позитивных моментах и включать пережитое в представление о себе [44; цит. по: 3].