Возникновение и развитие сознания как главное событие антропогенеза

Психика человека представляет собой систему различных уровней психического отражения (ощущение, восприятие, память, мышление), которые организованы наиболее высоким из них – сознанием. Согласно А. Н. Леонтьеву, сознание не возникает одномоментно, а формируется постепенно по мерс включения человеческой деятельности в усложняющиеся общественные отношения. Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. На уровне сознания у человека появляется способность выйти за пределы наличной ситуации и планировать свою будущую деятельность на основе обобщенного прошлого опыта.

Перефразируя Гегеля, можно сказать, что в сознании, наконец, душа открывает мир и саму себя. В этом смысле говорят о беспристрастности сознания, так как оно отражает мир "сам по себе", а нс в связи с тем или иным потребностным состоянием субъекта.

Главной предпосылкой возникновения сознания является совместный труд, включающий в себя разделение трудовых функций. Получается, что одни члены группы осуществляют активность, которая ведет к непосредственному биологическому результату, например добывают животное для питания всей группы. Другие же совершают на первый взгляд биологически бессмысленные действия, например изготавливают орудия охоты. Сами по себе орудия охоты – копья, луки и т.д. – не способны удовлетворить никакой биологической потребности, но выступают условием ее удовлетворения.

Чтобы пояснить это положение, перенесемся в первобытные времена. Представьте себе, что голодные женщины и старики, которые обычно и занимались изготовлением орудий, увидев, что их соплеменники собираются на охоту, бросятся за ними следом. Даже если у мужчин уже есть оружие для добычи зверя (например они захватили его при набеге на соседнее племя), скоро им понадобится новое. Л его-то лишенные сознательного отражения (идеального предвосхищения результата своих действий) люди и не смогут изготовить. Другими словами, часть членов племени должна остаться дома и продолжать заниматься своим делом, ожидая, что охотники поделятся с ними добычей в награду за поддержание огня и новую партию вооружения. Охотники, в свою очередь, должны помнить о тех, кто остался дома, и принести им трофеи, а нс съесть все на месте. И тем и другим необходимо сознание, чтобы конструировать идеальный образ будущего, иначе они просто одичают и вернутся к животной форме существования. Конечно, нам очень трудно представить, что за картина мира была у первобытного человека, но можно предположить, что в нее были включены образы жилища, охотничьих пространств, членов племени и т.д.

Если обратиться к структуре деятельности, появляющейся на данном этапе, то мы обнаруживаем, что начинают обособляться виды активности, в которых предмет (изготовление копья) и мотив (утоление голода) не совпадают между собой. Такой структурный компонент деятельности А. Н. Леонтьев называет действием. Действие направляется не напрямую на предмет потребности (мотив), побудивший деятельность, а на отличающуюся от мотива цель. Причем, как уже отмечалось, в человеческом обществе происходит разделение обязанностей (особенно это важно для трудовой деятельности). Деятельность становится социально "разделенной", а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам (что доступно уже для высших приматов, находящихся на интеллектуальной стадии), но и представления о целях действий и мотивах других людей – участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленною действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания.

Важнейшим условием формирования сознания является язык, причем язык человека коренным образом отличается от коммуникативных сигналов животных. Человеческий язык – истинный носитель сознания. Сам термин "сознание" включает в себя две составляющие: co-знание, т.е. совместное, общественное, универсальное для всех знание. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщенное предметное значение. Произнося слово, люди должны быть уверены, что имеют в виду одно и то же и понимают друг друга. Таким образом, "сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений" (А. Н. Леонтьев).

Конечно, зачаточное сознание первобытного человека несопоставимо с сознанием человека современного. Развиваясь и совершенствуясь, сознание достигает формы самосознания, в котором происходит осознание человеком самого себя, своих качеств и свойств, потребностей, целей и ценностей.