Лекция 2. Возникновение и развитие социологии

В результате изучения главы 2 студент должен:

знать

– исторические и научные предпосылки возникновения социологической науки, основные этапы ее развития;

– своеобразие социологических теорий О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и других социологов-классиков;

– методологические основания и основные положения ведущих направлений и школ социологии XIX – XXI веков;

– основные тенденции развития современной социологии;

уметь

– соотносить социологические теории с ведущими направлениями и школами в социологической науке;

владеть

понятийным аппаратом социологической науки XIX – XXI веков.

Предыстория социологии

Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее появления. Уже в далекой древности философы размышляли о том, как должно быть устроено общество, поэтому некоторые исследователи историю социологической мысли начинают рассматривать с трудов Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, Томаса Гоббса; других ученых Античности, Средневековья, Ренессанса, эпохи Просвещения. ОГЛАВЛЕНИЕ и значение социальных воззрений всех этих мыслителей, конечно, не может умаляться. Однако это не отвергает того факта, что социология возникла в XIX веке благодаря творчеству ее отцов-основателей: вначале Огюста Конта, Карла Маркса, Герберта Спенсера, а затем Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и др. Доконтовская социологизированная социальная мысль является предтечей социологии, протосоциологией, сс истоками, предысторией.

Среди социальных мыслителей Античности в первую очередь выделяют двух философов – Платона (428–348 до н.э.) и Аристотеля (384–322 до н.э.). Подобно современным социологам они изучали нравы, обычаи, традиции и отношения между людьми, политическое устройство государств, формулировали социальные концепции, которые включали проекты совершенствования общества и государства.

Едва ли не первый труд по "общей социологии" – диалог Платона "Государство" (360 до н.э.). Подчеркивая роль разделения труда, философ разработал первую в истории социальной мысли классово-стратификационую теорию, согласно которой идеальное государство делится на три класса:

1) высший, состоящий из мудрецов-философов, управляющих государством;

2) средний, состоящий из воинов, обеспечивающих порядок, безопасность;

3) низший – ремесленники и крестьяне, производящие продукты питания и различные предметы, вещи необходимые для обеспечения жизненных потребностей.

Наихудшей формой правления Платой считал охлократию, т.е. власть толпы. Далее в порядке приближения к идеальной форме правления древнегреческий философ выделял демократию (власть народа), олигархию (власть богатых), тимократию (власть воинов) и, наконец, лучшую форму правления – аристократию (власть избранных, достойных). В этом списке форм правления демократия стоит сравнительно низко, так как, по мнению Платона, она недолговечна и из нее произрастает тирания, при которой в обществе царят произвол и насилие. При этом тиран приходит к власти как ставленник народа.

Идеальное, разумно устроенное государство управляется на основе законов, которые превыше правителей; законы призваны ограничить их власть, произвол. На страже законов стоит правосудие. По мысли Платона, граждане должны быть причастны к отправлению правосудия.

Аристотель опорой порядка в государстве считал средний класс. Кроме того, он выделял еще два класса – состоятельную (богатую) плутократию и пролетариат (класс, лишенный собственности). Государство, утверждал Аристотель, лучше всего управляется, когда:

а) бедняки принимают участие в управлении;

б) эгоизм богатых ограничен;

в) средний класс численно преобладает над двумя другими классами.

Начиная с Аристотеля, различают два вида справедливости:

уравнительную. Этот вид справедливости основан на принципе "равным за равное". Он действует в сфере гражданско-правовых отношений и требует равенства (эквивалентности) труда и его оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения;

распределительную. Данный вид справедливости требует пропорциональности в отношении к людям согласно некоторому принципу, например "от каждого по способностям, каждому по труду".

Согласно Аристотелю, в преодолении общественных несовершенств законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность не вредит нравам людей, ею может владеть каждый, она развивает в людях здоровый эгоизм. Любовь к богатству, деньгам – главная потребность, страсть людей. При частной собственности существует неравенство, но только оно позволяет людям проявить щедрость, великодушие; при коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. Однако чрезмерное богатство и неравенство содержат значительную опасность для общества, так как ведут к возмущению, мятежам, переворотам, поэтому наилучшим является общество, в котором доминирует средний класс. Обобществление имущества, предлагаемое Платоном, Аристотель критиковал.

Аристотель выделял разные формы правления, разделяя их на "правильные" и "неправильные". К первым он относил монархию, аристократию, политик). Лучшей из них является полития – власть большинства в интересах общей пользы. К "неправильным" формам он причислял тиранию, олигархию и демократию, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Демократия лучшая из худших форм правления, ее слабость состоит в том, что она может переродиться в охлократию.

Христианский теолог и философ Аврелий Августин (Августин Блаженный; 354–430) в трактате "О Граде Божием" (ок. 413–426) выдвинул идею о единстве человеческого рода, обосновав ее общностью происхождения от единого предка – Адама. При этом человечество разделено на два "царства" (общества) – "Град Земной", основанный на грехе и насилии, и "Град Божий", где царствуют божественная правда и добро.

Христианский мыслитель, философ-схоласт Фома Аквинский (1225/1226–1274) в трактатах "Сумма теологии" (1266–1273) и "О правлении государей" (1265–1266) вслед за Аристотелем подчеркивал, что человек по своей природе существо социальное, а общество – естественное образование. Лучшей светской формой правления он считал монархию.

Итальянский политик, дипломат, мыслитель Никколо Макиавелли (1469–1527), автор известного произведения "Государь" (1513), продолжая направление рассуждений античных философов о государстве, формах правления и "правильном" общественном устройстве, акцентирует свое внимание на роли политического лидера. В работах Макиавелли заложен новый срез исследований в социальных науках – изучение поведения людей. В "Государе" итальянский ученый создал образ идеального правителя и технологию удержания власти. Прототипом такого правителя для него был Цезарь Борджиа, коварство которого долго считалось непревзойденным. Макиавелли утверждал, что правитель, желающий добиться успеха, в своих действиях должен руководствоваться тремя ключевыми принципами:

1) человеческими действиями правят честолюбие и стремление к власти;

2) умный правитель не должен выполнять все свои обещания;

3) творить зло сразу, а добро – постепенно.

Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) сформулировал теорию общественного договора. Он считал, что

все люди рождаются равными. Но человек по своей природе эгоист ("человек человеку – волк"), поэтому естественным состоянием для человеческих существ является "война всех против всех". Люди вынуждены позаботиться о своем собственном выживании, страх смерти заставляет их объединиться. Они учреждают общественный договор, чтобы преодолеть исходное состояние "всеобщей войны" друг против друга и создают государство в качестве лучшего гаранта их безопасности. Сообщество людей, основанное на общественном договоре, есть гражданское общество. У него три формы правления: демократия, аристократия и монархия. Благодаря общественному договору "война всех против всех" прекращается. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, свое естественное "право на все", взамен получая государственную гарантию своей безопасности.

Взгляды Гоббса на общественное устройство были развиты в творчестве Дж. Локка, послужили основой для развития взглядов деятелей эпохи Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, Вольтера, Ч. Беккариа, А. Ж. Тюрго, Ж. А. Кондорсе и др.

"Два трактата о правлении" (1690-е гг.) английского мыслителя Джона Локка (1632–1704) до сегодняшнего дня считаются манифестом либерализма. В нем философ концептуально раскрыл идею неотъемлемых, естественных прав человека, которые не могут попираться кем бы то ни было, в том числе властью, в противном случае граждане имеют право отстаивать свои права даже посредством свержения этой власти.

Идеи Жан-Жака Руссо (1712–1778), одного из пионеров социологического мышления, важны для понимания развития концепции общественного договора, происхождения и значения частной собственности, воспитания, которые он изложил в трудах "О происхождении неравенства между людьми" (1754), "Общественный договор, или Принципы политического права" (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762). В отличие от Гоббса Руссо рассматривал человека как доброе по природе существо. Но человек, поставленный в несправедливые условия общественной жизни, озлобляется: "Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека".

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) в трактате "О духе законов" (1748), в частности, заложил основы "теории факторов" в общественной жизни. Так, например, он считал, что ликвидация нищеты, бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения являются факторами снижения преступности. Он был убежден, что общественный мир законосообразен, общественные явления детерминированы.

Идея социального закона стала одной из важных в социологии. Представления о законосообразности социального мира присутствовали у таких предшественников социологии, как Джамбаттиста Вико, Иоганн Готфрид Гердер, Жан Анри Кондорсе.

Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778) значительную часть своих работ опубликовал в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера, которая начала издаваться с 1775 г. Вольтер не разделял идеи общественного договора. Для него общественное состояние бытия людей было естественным. В полемике со сторонниками концепции общественного договора он заявлял, что поверит в нее только тогда, когда увидит этот первый договор.

Чезаре Беккариа (1738–1794), итальянский просветитель, автор знаменитого труда "О преступлениях и наказаниях" (1764) является основателем классической школы уголовного права. В своем труде он подверг критике бесчеловечные принципы судопроизводства в Средневековой Европе и призвал к гуманизации уголовной юстиции. Так, он писал, что важна неизбежность, а не жестокость наказания и что наказание должно быть соразмерно совершенному преступлению; лучше предупреждать преступления, чем наказывать за них; смертная казнь подает людям пример жестокости.

Французский экономист и государственный деятель Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781) был первым, кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса. В своей знаменитой речи "Последовательные успехи человеческого разума", произнесенной в Сорбонне в декабре 1750 г., он утверждал, что мир людей – это мир изменчивости и новизны. В противоположность Вольтеру Тюрго доказывал, что прогресс человеческой мысли проявляется даже в самую мрачную и варварскую эпоху Средневековья. В культурном прогрессе человечества Тюрго различал три стадии: религиозную, спекулятивную и научную, тем самым предвосхитив периодизацию истории, сделанную А. де Сен-Симоном и О. Контом.

Шотландский экономист и философ Адам Смит (1723– 1790) различал в современном ему обществе три основных класса: земельных собственников, капиталистов и наемных рабочих. В свою очередь Тюрго помимо земледельческого класса и класса ремесленников выделял классы предпринимателей и наемных работников. Выделение классов в структуре общества способствовало тому, что французские историки Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри рассматривали историю как процесс борьбы между классами.

Наиболее развернутую форму теория прогресса получила в сочинении французского философа, математика и политического деятеля Жана Антуана Кондорсе (1743–1794), которое называлось "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" и было опубликовано после смерти автора (1795). Теория Кондорсе проникнута оптимистическим мировоззрением, верой в безграничность возможностей человеческого разума, способность человека к совершенству, необратимость прогресса человечества. В истории человечества мыслитель различает десять последовательно сменяющих одна другую эпох, составляющих этапы прогрессивного развития человечества. В основе этого прогресса лежит прогресс человеческого разума.

Помимо Тюрго и Кондорсе идею общественного прогресса обосновывали философ Джозеф Пристли и историк Эдвард Гиббон в Англии, швейцарский философ, историк и педагог Исаак Изелин (1728–1782), немецкие философы И. Кант, Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер.

Идеи Тюрго и Кондорсе нашли продолжение в творчестве французского мыслителя, видного представителя утопического социализма Анри де Сен-Симона (Клод Анри де Рувруа, граф Сен-Симон; 1760–1825). Его основными работами являются "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Катехизис промышленников" (1823), "Новое христианство" (1825). Для Сен-Симона прогресс есть универсальный закон общества. По мере развития общество от военного переходит к промышленному. Основа общественного прогресса – человеческий разум, воплощенный в научных знаниях, технических достижениях, индустрии; в людях, которые действуют в этих областях, – ученых, изобретателях, промышленниках. Сен-Симон пророчествовал: "Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди". Новое общество и новая мораль, основанные на науке, предполагают принципы уважения к труду и возможности трудиться каждому, братской любви и взаимопомощи. Принципы "нового христианства" представляют образ будущего человечества.

Как видим, у социологической науки длительная и богатая предыстория, в течение которой был сформулирован целый ряд значительных идей и концепций, предуготовивших возникновение социологии.