Лекция 15. Бихевиоризм. Проблема объективности исследования

Одновременно с гештальтизмом в 1912 г. в США воз-пик бихевиоризм — направление в психологии, сразу же ставшее известным благодаря шокирующим утверждениям своих представителей, отрицавших сознание как предмет исследования психологии.

Глашатаем нового направления выступил Джон Уотсон (1878-1958).

"Стимул — реакция" — так прозвучал девиз бихевиоризма, основные идеи которого Уотсон изложил в статье "Психология, какой ее видит бихевиорист" (в дальнейшем она была названа "бихевиористским манифестом").

Программа бихевиоризма сводилась к нескольким четко сформулированным пунктам:

• предмет психологии — поведение;

• поведение зависит от секреторных и мышечных реакций, полностью детерминированных внешними стимулами;

• анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.

Уотсон призывал отвергнуть представление о сознании как о бестелесном, причудливо действующем внутреннем агенте, о котором известно лишь из показаний интроспекции. Все традиционные понятия о внутренних, психических процессах, по его мнению, необходимо было перевести на новый, бихевиористский, язык, а это значит — свести к объективно наблюдаемым стимул-реактивным отношениям. Первой попыткой представить психологию с этой точки зрения была книга Уотсона "Поведение. Введение в сравнительную психологию".

Резонанс уотсоновских идей в американской психологии был очень велик. В 1915 г. в возрасте 37 лет он был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции поведения остались определяющими признаками программы Уотсона. Прослужив в период Первой мировой войны в военно-воздушных силах, Уотсон после демобилизации вновь занялся экспериментально-психологическими исследованиями, но уже не на белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о том, что поведение всех живых существ подчинено одним и тем же законам, что поэтому и человека также можно трактовать как стимул-реактивную машину.

Уотсон приступил к изучению эмоций. Он решительно отверг гипотезу Джеймса о первичности телесных изменений и вторичности эмоциональных состояний на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по мнению Уотсона, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом — в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением. Сочетая нейтральный раздражитель (например, вид кролика) с одной из основных эмоций ребенка (например, страхом), Уотсон экспериментально продемонстрировал, что этот раздражитель, а также любой другой, сходный с ним, сам по себе начинает вызывать состояние аффекта. Опыты ставились над младенцами (страх вызывался громким звуком или внезапной утратой опоры). Дополнением к этой экспериментальной программе явилась еще одна серия опытов — задача состояла в том, чтобы переучить испытуемых и вновь превратить раздражитель в эмоционально-нейтральный.

Был использован такой прием: отрицательное чувство элиминировалось посредством положительного. Вызывающий страх условный раздражитель (например, кролик) ребенок воспринимал на значительном расстоянии в момент, когда этому ребенку давали вкусную пищу. Затем расстояние постепенно сокращалось и, наконец, ребенок мог брать в руки животное, один вид которого порождал прежде бурный отрицательный аффект.

Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и другие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условно-рефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.

Принцип "обусловливания" (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив "периферическую теорию", согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а сами эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря уотсоновским языком, мышление — это "навык гортани", и его органом служит не мозг, а гортань.

Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. По его мнению, манипулируя внешними раздражителями, можно "изготовить" человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений, всей многогранности ее внутренней жизни. Дайте мне, обещал Уотсон, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, торговца или же нищего и вора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предков.

Особой заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получила в бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление стало отождествляться с манипулированием личностью.

Таблица 2. Сопоставление достоинств и недостатков бихевиоризма

Достоинства бихевиоризма

Недостатки бихевиоризма

Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и тем самым противопоставив сознанию

Потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность. Сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов

Бихевиоризм исследовал поведение и остро постановил проблему объективного подхода в психологии

Понимание поведения сводилось лишь к внешним проявлениям; ненаблюдаемые физиологические и психические процессы игнорировались

Была выдвинута важнейшая для психологии как практической науки задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования па связь с практическими задачами

Из-за механистической трактовки поведения человек был лишен своей активной деятельностной сущности и выступил лишь как реагирующее существо

Бихевиоризм укрепил метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях, и ввел практику проведения опытов на животных, что позволило разрешить многие практические задачи психологии

Результаты, полученные опытным путем па животных, переносились без каких-либо оговорок и ограничений на человека, не учитывая при этом качественной разницы в поведении человека и животного

В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков

Игнорировались важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как "черный ящик"

Разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции на них организма, а также на получении разного рода подкреплений, обусловливающих в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики получили название метода программированного обучения. Он позволяет в короткие сроки осуществлять обучение необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение

Данные методики строились па исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык свертывания деятельности во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключался один из его главнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия