Бихевиоризм как педагогическая концепция

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психологическое течение, которое призывает изучать не сознание, а поведение человека. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное па те или иные реакции, действия, поведение (Дж. Уотсон, Б. Скиппер, К. Халл, Э. Толмен и др.).

Главная идея бихевиоризма как психолого-педагогической концепции заключается в том, что поведение ребенка является управляемым процессом. Важную роль в организации и осуществлении процесса воспитания и обучения играет идея алгоритмизации обучения.

В Великобритании проблема управления результатами обучения решается с помощью постановки целей воспитательнообразовательной работы на год, месяц через прогнозирование результатов разного уровня на каждом этапе работы. Каждый структурный элемент содержания программы может быть усвоен на различных уровнях сложности:

– первый уровень – репродуктивный уровень обученности и воспитанности, воспроизведение информации по памяти;

– второй уровень – уровень интерпретирующей активности, включающий обнаружение недостающих элементов, выделение характерных элементов, обнаружение связей между элементами, между элементами и целым;

– третий уровень – поисковый уровень, включающий анализ и синтез, разработку алгоритма решения проблемных задач.

Соответственно, перед педагогами стоит задача прогнозирования в начале года определенного количества элементов содержания программы, которые допустимо усвоить только на первом и втором уровнях, и тех, которые могут быть усвоены только на третьем уровне. Естественно, что последние определяют основную тематику и ОГЛАВЛЕНИЕ всех занятий с детьми, так как должны за учебный год пройти от первого до третьего уровня усвоения знаний. При этом воспитателям разрешается отклоняться от плана, учитывая индивидуальный подход к детям, актуальные интересы и настроение воспитанников.

Идея алгоритмизации диктует свои требования и к структуре обучающих занятий с детьми. Например, Б. Блум в "Таксономии целей обучения" (США) всю структуру занятий строит вокруг ключевых слов и фраз, которые несут основную смысловую нагрузку на занятии, создают установку на включение в него, переключение на другой вид деятельности и способствуют активизации мыслительных процессов ребенка или группы детей. Б. Блум выделяет несколько таких групп:

1) формулировки заданий, направленные на активизацию познания: "соотнесите", "перечислите", "расскажите", "сформулируйте", "установите", "опишите" и т.д.;

2) формулировки заданий, направленные на активизацию анализа: "разложите на составляющие", "объясните причины", "сравните", "разложите по порядку", "классифицируйте"; "объясните, как и почему" и т.д.;

3) формулировки заданий, направленные на активизацию синтеза: "разработайте новый вид продукта", "создайте", "придумайте", "что произойдет, если...", "придумайте другой вариант", "есть ли другая причина" и т.д.;

4) формулировки заданий, направленные на активизацию понимания: "расскажите своими словами", "опишите, что вы чувствуете относительно...", "суммируйте", "покажите взаимосвязь", "объясните смысл" и т.д.;

5) формулировки заданий, направленные на активизацию применения: "продемонстрируйте", "покажите, как...", "объясните цель применения", "воспользуйтесь этим, чтобы решить" и т.д.;

6) формулировки заданий, направленные на активизацию оценки: "установите нормы", "отберите и выберите", "взвесьте возможности", "подскажите критические замечания"; "выберите то, что вам больше нравится"; "что вы думаете о..." и т.д.

В педагогическом процессе, ориентированном на реализацию идей бихевиоризма, широко используется электронно-вычислительная техника. Например, в США 95% образовательных учреждений располагает ЭВМ. Компьютерные программы активно используются при обучении детей основам счета и грамоты. Для малышей созданы специальные "говорящие пишущие машинки", которые одновременно могут учить их читать и печатать. Сначала ребенок нажимает клавиши, а машинка печатает буквы. Затем машинка называет, а ребенок должен нажать соответствующую клавишу. При этом устройство заклинивает все клавиши, кроме искомой.

Как можно вкратце определить сущность процесса обучения в данной системе? Согласно мнению бихевиористов, обучать ребенка – это организовать в окружающей его среде события таким образом, чтобы желательное поведение (интеллектуальное, двигательное и т.д.) появилось и было подкреплено немедленно. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания и обучения, нужно подобрать действенные стимулы и научиться их правильно применять (компьютерное обучение, идеи схематизации и программированного обучения и т.д.).

"Дети – это продукт тренировки и окружающей среды", – таков основной принцип педагогов-бихевиористов. В частности, так считает известнейший педагог – автор методики "воспитания талантов", Шиничи (Синити) Судзуки. За рубежом достаточно известной является сто программа развития способностей детей в разновозрастной группе (от 3,5 до 5 лет).

Перечислим принципы работы по программе.

1. Терпение и повторение:

• надо учиться развивать талант в ходе образования и воспитания;

• необходимо понимать, что талант, будь то в области музыки или в других сферах человеческой деятельности, не передается по наследству;

• нельзя воспитать качества, отсутствующие в окружающей среде.

Приведем пример из работы Судзуки:

В одной книге я как-то прочел, каким образом ниндзя учились прыгать в высоту. Один из методов заключался в следующем: "Посадите в землю семя конопли и ухаживайте за ним. Когда оно прорастет, каждый день прыгайте через него". Этот метод позволяет сконцентрироваться на своих действиях и дает стимул для их выполнения.

Конопля растет быстро. Если наблюдать за этим процессом каждый день, то заметить это нелегко, но растение тянется ввысь ежечасно и без остановок. Если прыгать через него каждый день, то умение будет постепенно прирастать по мере роста конопли. Но если человек увидит коноплю только через месяц или два после появления ростка, то она окажется для него слишком высокой. При отсутствии тренировок в этот период попытка окончится неудачей. Если же тренироваться ежедневно, то вы легко сможете совершить этот прыжок.

2. Все начинается с игры.

"Начинать любое обучение необходимо с игры, а возникающее при этом радостное настроение само поведет ребенка в нужном направлении. В этом и заключается наша методика", – пишет С. Судзуки "Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов".

3. Развитие нужно ориентировать на воспитание человека.

Развитие опирается па следующее:

1) активизацию двигательных и музыкально-ритмических способностей детей через активное слушание и повторение (весь слуховой материал, который заучивается, сопровождается движениями и действиями детей, сочетается с заданиями на распределение внимания и координацию);

2) методику развития интеллекта через активизацию нижеперечисленных индивидуальных возможностей:

– восприятия (используется Монтессори-материал по сенсорному развитию детей, кроме того, вводятся специальные упражнения по развитию внимания и наблюдательности);

– памяти (в ход дети разучивают по 170-180 хайку – трехстрочных стихотворений, особое внимание уделяется развитию двигательной, изобразительно-графической (на основе занятий рисованием и каллиграфией) и музыкальной памяти) воспитанников;

3) методику раннего развития музыкальных способностей детей (в частности, этому учит программа слушания музыкальных произведений и обучения игре на скрипке);

4) формирование эстетического вкуса и отношения к миру на основе присвоения воспитанниками системы национальных и общечеловеческих ценностей.

Запись на обучение в детских садах по этой методике идет за 3 года до рождения ребенка. Однако создать такую комплексную систему очень сложно. Чаще всего авторы ограничиваются разработкой парциальных методик раннего развития детей. У бихевиористов это получается достаточно хорошо: они нацелены на конкретный результат.

Это относится и к формированию морального поведения детей. В бихевиоризме всякая психологическая проблема, возникающая в ходе взаимодействия с ребенком, рассматривается как отсутствие с его стороны необходимых поведенческих реакций.

Этапы формирования социально позитивного поведения можно представить следующим образом:

1 этап – в процессе бесед и создания специальных игровых ситуаций определение симптомов поведения, от которых хотят избавить ребенка (страхи, агрессия и т.д.);

2 этап – выявление тех воздействий, которые могут выступать в качестве подкрепления (готовые стереотипы поведения, стимулы, которые способствуют быстрой ломке сложившихся стереотипов, стимулы, опирающиеся на длительное фрустрирование каких-либо потребностей ребенка, вызывающих нежелательное поведение);

3 этап – выработка желательного поведения (в индивидуальной или групповой форме работы). Ребенку предлагаются положительные и отрицательные образцы поведения, первые из которых поощряют. При этом сначала подкрепляется малейший шаг ребенка, используя все виды положительных подкреплений;

4 этап – закрепление полученных навыков, выработка стереотипов поведения в других ситуациях и апробирование их в жизни. С остаточными вспышками негативного поведения не стоит бороться, поскольку наказание обучает хуже, чем награждение. Педагогу проще выработать у ребенка полезные приспособительные навыки, с которыми данное поведение несовместимо.

Исходя из понимания основных механизмов педагогического влияния взрослого на ребенка, как можно сформулировать основную цель дошкольного образования в бихевиоризме? Главной целью образования является воспитание управляемого индивида, т.е. будущего гражданина своей страны, обладающего чувством ответственности за свое поведение. Считается, что это является важнейшим условием жизнестойкости социальной системы. К другим важным качествам, которые необходимо воспитывать у детей с раннего возраста, относятся организованность, дисциплинированность, деловитость и предприимчивость. В Германии, например, элементарная школа еще в XIX в. считалась системой воспитания "верноподданных", поэтому вместе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста воспитывался и "народ", который нужно было, как и детей, обучать азам грамоты и "дисциплинировать".