Возникновение и развитие продуктивной деятельности в раннем детстве

К продуктивным видам деятельности относят рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Предпосылки данных видов деятельности складываются в процессе овладения предметными действиями. Первые действия ребенка раннего возраста с изобразительным материалом являются частным проявлением предметной деятельности. Возможность сжимать в руке карандаш и наносить определенные изображения появляются к концу первого – началу второго года жизни. В начале раннего детства (примерно до полутора лет) у ребенка нет потребности в рисовании. Когда в поле его восприятия оказывается изобразительный материал, он начинает действовать с ним. Если этот материал яркий и красочный, он особенно привлекает внимание ребенка. Первоначально это неспецифические действия: ребенок может стучать карандашом, катать его, рвать бумагу и т.д. Все способы действия ребенка сначала подчиняются физическим свойствам предмета. Ребенок исследует, опробует изобразительный материал. Без руководящего участия взрослого ребенок не может овладеть специфическими способами его использования. Самостоятельная изобразительная деятельность или действия взрослых с изобразительным материалом помогают ребенку выделить сам факт использования данных предметов и понять их предназначение. Первоначально происходит общая ориентировка в предназначении изобразительных материалов, однако это не приводит к выделению ребенком самого способа действия.

Крайне важное значение в овладении продуктивными видами деятельности имеет развитие мелкой моторики руки ребенка, общие закономерности которой представлены в табл. 5.3. При достаточно хорошем моторном развитии и целенаправленном обучении ребенок может уже в год и два месяца правильно удерживать карандаш в трех пальцах на уровне совместно-раздельного действия. Но часто дети данного возраста удерживают карандаш в кулачке, что объясняется слабостью мелких мышц.

Таблица 5.3

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Действие

Приблизительный возраст появления

Берет мелкий предмет двумя пальцами (копчиками большого и указательного) – точный "пинцетный захват", одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет

1 год

Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием – колышек, кольцо – стержень и т.п.), повторяет за взрослыми простые действия с предметами

1 год 1 мес.

Пытается рисовать каракули

1 год 2 мес.

Ставит кубик на кубик, соединяет предметы (стержень – кольцо, колпачок – ручка и т.п.) под контролем зрения, откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения

1 год 4 мес.

Разворачивает завернутый в бумагу предмет

1 год 6 мес.

Ставит три кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной

1 год 8 мес.

Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие

1 год 9 мес.

Схватывает движущийся предмет (например, мяч), разрывает бумагу, пытается остановить катящийся к нему мяч, нанизывает на шнур большие (2 см) "бусины" с отверстием 0,5-0,6 см, ставит 4-6 кубиков друг на друга

2 года

Переливает жидкость из одной емкости в другую, складывает бумагу пополам по подражанию, нанизывает на шнур средние (1,5 см) "бусины" с отверстием 0,3-0,4 см

2 года 6 мес.

Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр), режет бумагу ножницами

3 года

В начале раннего детства ребенок увлечен самим изобразительным материалом и действиями с ним и может не замечать полученного им изображения. Поэтому дети часто действуют с неотточенным карандашом, с неоткрытым фломастером или просто палочкой, которыми водят по бумаге, по столу, по полу и т.д.

В определенный момент ребенок начинает замечать последствия своих действий с изобразительным материалом – оставшиеся на бумаге следы, что вызывает интенсивные эмоциональные реакции – удивление, радость. У ребенка складывается представление о свойствах материала и целях действий с ним. Ребенка начинает привлекать не столько само действие с изобразительным материалом, сколько результат этого действия. Возникает новый мотив действий – стремление получить след на бумаге, доске, асфальте, стене и др. Ребенку нравится заполнять пустое пространство листа точками, штрихами, линиями и он может заниматься этим достаточно длительное время. Его действия при этом часто носят ритмический характер, что является дополнительным стимулом к изобразительной деятельности. Первые действия ребенка с изобразительным материалом неорганизованны, хаотичны, слабо контролируемы. Дети часто рвут бумагу но причине отсутствия способности регулировать силу нажима на карандаш, выходят за края листа из-за неумения управлять размахом своих движений.

Действия ребенка постепенно становятся более организованными, ритмичными, скоординированными. До полутора лет для изобразительной деятельности детей характерен так называемый "штриховой период", поскольку в этом возрасте рука ребенка непроизвольно движется взад и вперед, что приводит к появлению повторяющихся неотрывных штрихов. Их направление и форма часто определяются случайно – по положению руки ребенка в данный момент. Одинаковые движения повторяются много раз, при этом они "подчиняются" руке, а не глазу. Зрение только сопровождает движения, а не регулирует их.

Постепенно появляется определенное разнообразие в получаемых штрихах: получаются короткие и длинные штрихи, штрихи в разных направлениях, точки, ломаные, прямые линии, вращательные движения, спирали и др. Со второго полугодия жизни начинается период каракуль, во время которого дети изображают отчасти закругленные, отчасти ломаные линии. Совершенствуются движения, которыми ребенок овладел в период штрихов. Линии становятся очень разнообразными: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Многократное повторение однообразных движений приводит к изображению пятна, выделяющегося на фоне листа.

В этом периоде действия ребенка с материалом постепенно наполняются смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Ведущая роль при этом принадлежит взрослому. Он показывает ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то ОГЛАВЛЕНИЕ, образ. Появляется ассоциативный образ. Увидев в собственных каракулях знакомые предметы, ребенок испытывает положительные эмоции. Основой для появления ассоциативных образов является умение ребенка читать изображения-картинки и рисунки взрослых. При этом сначала ребенок с трудом отличает изображения от реальных предметов. Вскоре он начинает понимать условность изображения. В период от полутора до двух лет ребенок впервые вкладывает ОГЛАВЛЕНИЕ в свои каракули. Если ребенок не видит образ в своих каракулях, важной становится помощь взрослого.

Дети начинают с интересом искать ОГЛАВЛЕНИЕ в нарисованных ими линиях, что становится главным стимулом их действий с изобразительным материалом. Признаки, по которым ребенок устанавливает это сходство, могут быть различны: форма, цвет, объем, ритм и траектория движений и др. При этом сам ребенок может не осознавать эти признаки. Положительные эмоции, возникающие при появлении ассоциативных образов, приводят к желанию повторить определенное изображение и у ребенка впервые появляется замысел, цель изобразить какой-либо предмет. Это свидетельствует об окончании "доизобразительного" периода в детской деятельности.

К основным ступеням развития изобразительной деятельности относят (см. рис. 5.3): интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним; интерес ребенка к действиям взрослых с материалом; подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом; интерес ребенка к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа; появление первых замыслов, принятие самостоятельного решения что-то нарисовать.

На третьем году жизни действия ребенка совершенствуются, обобщаются, становятся все более специфичными, совершенствуются действия переноса: способ действия карандашом переносится на фломастер, кисть, мелки и т.п. Ребенок становится более самостоятельным, но взрослый продолжает контролировать и оценивать его действия. Придание содержания собственным каракулям – один из ведущих побудителей изобразительной деятельности. В появлении ассоциативных образов большую роль играет накопление знаний, совершенствование предметных действий, развитие речи. Обозначение словом "каракули" взрослым способствует появлению у ребенка определенной ассоциации. Свои действия с изобразительным материалом ребенок сопровождает речью: комментирует, объясняет, дополняет образ словом. Ассоциативные образы очень неустойчивы, противоречивы, необъективны, но они способствуют осознанию ребенком изобразительного смысла своих действий.

Рис. 5.3. Развитие изобразительной деятельности ребенка в раннем возрасте

Узнанные ребенком в своих рисунках предметы могут использоваться им как игрушки-заместители в процессуальной игре на бумаге или с пластилином. К изобразительной деятельности ребенка в этом возрасте побуждают интерес к материалу и действиям с ним, подражание взрослым, потребность в общении с ними и в их положительной оценке, стремление изобразить интересные для него предметы и явления.

Ребенок все чаще самостоятельно определяет ОГЛАВЛЕНИЕ будущего рисунка, определяет цель и изобразительную задачу. Рисование по замыслу появляется примерно к двум годам. Первые замыслы ребенка неустойчивы, неотчетливы и бедны по содержанию, что объясняется непроизвольностью познавательных процессов и отсутствием достаточного изобразительного опыта.

Практический пример

Коля В., 2 года 2 месяца. Начал рисовать с года, любит рисовать красками, карандашами и мелками. Коля взял карандаш и бумагу и сказал маме, что нарисует машину. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что нарисовал самолет.

Результат, достигнутый ребенком, важен для него не своим качеством, а наличием, т.е. мотивы, специфические для художественной деятельности, у него отсутствуют. Характерны мотивы предметной деятельности и процессуальной игры. На третьем году жизни происходит выделение изобразительной деятельности из предметной и ее обособление. Результаты рисования все чаще обыгрываются в игре. Под руководством взрослого ребенок овладевает доступными способами изображения в рисовании, лепке и конструировании, расширяется тематика изображений.

К концу третьего года жизни ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, самостоятельно ставит изобразительные задачи, может увидеть образ в своих рисунках и лепке; комментирует то, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; при условии систематического использования изобразительного материала и руководящей роли взрослого он овладевает элементарными способами действий с карандашом, кистью, красками, глиной, пластилином. Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования (рисование пальчиком, ладошками; оттиски печатками из картофеля; тычок жесткой полусухой кистью; тампонирование и др.) создает особенно благоприятные условия для развития у них сенсорных процессов и творческих способностей.