Берберские пираты

История мусульманского пиратства на Средиземном море восходит ко временам арабского завоевания Северной Африки. Базируясь на Варварском берегу (Тунис, Триполи, Алжир, Саде и друге порты Магриба), берберские пираты наносили огромный ущерб не только морской торговле в западном Средиземноморье, но и прибрежным районам европейских стран.

Регулярно берберы проводили "раззии" – набеги на прибрежные города и селения с целью захвата рабов для продажи на невольничьих рынках Алжира и Марокко. От их рейдов страдали не только близлежащие Италия, Франция, Испания и Португалия, но и Англия, Ирландия, Нидерланды и даже Скандинавские страны и Исландия. Только с XVI по XIX в. таким образом было захвачено и продано в рабство от 1 до 1,25 млн европейцев.

В борьбе с берберскими пиратами Англия, Испания, Голландия и Франция потеряли тысячи кораблей. Однако экспедиции, регулярно направлявшиеся в Магриб, давали лишь временное облегчение. Стоило освободить заложников и договориться с одним центром пиратства, как эстафету нападений принимал другой.

Бомбардировками Алжира 1682–1683 гг. Франция заставила подписать договоры всех пиратов одновременно, в результате чего из плена было освобождено много невольников. Но в 1687 г. нападения берберов возобновились.

Конец берберскому пиратству положили в начале XIX в. США, для чего потребовалось две войны (1801–1805 гг. и 1815 г.). До этого же, в 1790-е гг., на выплату дани пиратам уходило до 20% дохода от торговли.

Первая берберская война, объявленная Джефферсоном под лозунгом "Миллионы на защиту, но ни цента на выкуп", стала и первой вооруженной акцией США за пределами национальной территории. Основная операция второй войны была аналогична той, которую предпринял Ж.-Б. Кольбер, и заключалась в 9-часовой бомбардировке Алжира с моря.

Стимулирование развития отечественного торгового флота в реформах Ж.-Б. Кольбера основывалось на создании дополнительных стимулов, поощряющих торговые компании к строительству и фрахту французских судов.

По оценкам Ж.-Б. Кольбера, торговый флот европейских стран составлял около 20 тыс. судов. Из них 15–16 тыс. были голландскими, 3–4 тыс. – английскими и лишь 500–600 ходили иод французским флагом. Потому, наращивая свой тоннаж и вытесняя голландцев и англичан с рынка грузоперевозок, Франция получила бы немалые выгоды.

Сохранив портовый сбор с иностранных судов в размере 50 су с тонны груза, установленный еще при Фуке, Ж.-Б. Кольбер добавил к этому систему премий. За тонну груза, доставленного на судах французской постройки, выплачивалось 5–6 ливров, а на судах французских судовладельцев, купленных за границей, – 4 ливра. Премировалась и доставка на судах, обслуживающих балтийскую ганзейскую торговлю. Были созданы препятствия для найма французских моряков на иностранные суда.

Заботясь о флоте, Ж.-Б. Кольбер не забывал и о сухопутных силах. И конница, и сельское хозяйство Франции испытывали дефицит боевых и рабочих лошадей, покрывая его ввозом. Ж.-Б. Кольбер установил льготы коннозаводчикам и стал приобретать для них за счет казны племенных жеребцов. Одновременно были разработаны и отпечатаны и инструкции по коневодству. К 1670 г. заводчики получили таким образом более 500 жеребцов.

Торгово-колонизационные компании Франции

Французская Ост-Индская компания (Compagnie frangaise pour le commerce des Indes orientales) была учреждена 27 августа 1664 г. декретом Людовика XIV по инициативе Ж.-Б. Кольбера. В состав компании вошли ранее созданные по образцу Голландской Ост-Индской компании "Компания Китая", а также "Компания Востока" и "Компания Мадагаскара", от которых Французская Ост-Индская компания приняла права на монополию в торговле с Востоком, а также обязательство организовать колонию на Мадагаскаре. Для этого она наделялась внешнеполитическими правами, включая назначение послов, заключение договоров и даже объявление войны.

Внутри страны компания имела статус королевской мануфактуры с сопутствующими привилегиями, включая освобождение от налогов и гарантии казны. Начальный капитал компании в сумме 8,8 млн ливров был оплачен в основном из казны; король внес 4,2 млн ливров. Сразу после создания компании эти деньги были направлены на строительство собственной верфи в порту Лорьян в Бретани, где еще с 1628 г. к востоку от Порт-Луи был выстроен таможенный терминал для торговли с Индией, положивший начало городу. В 1666 г. весь новый порт перешел в распоряжение компании.

На должность директора компании Ж.-Б. Кольбер пригласил Франсуа Карона, завершившего более чем 30-летнюю карьеру в Голландской Ост-Индской компании. По прошествии 20 лет работы в Японии, в 1639 г. Карон был назначен главой фактории. По возвращении в Европу, с 1641 г. он – член регионального (азиатского) Совета компании. В 1641 г. возглавлял караван торговых судов. В 1643 г. командовал диверсионной группой в 1700 человек, высаженной на о. Цейлон для ликвидации португальских конкурентов. В 1644–1646 гг. он – губернатор Формозы (о. Тайвань) и главный представитель компании на острове. В 1647–1651 гг. – генерал-директор в Батавии (уровень, следующий за генерал- губернатором). Его деловые качества – купец, знаток восточных языков, дипломат, могущий взять командование и караваном торговых судов, и диверсионной группой, – были типичны для высших чинов колониальных компаний Европы.

Однако этого опыта оказалось недостаточно, чтобы решить главную задачу, которую перед компанией поставил король, – овладеть Мадагаскаром.

Флотилия, отправленная на Восток в 1666 г., задержалась в Бразилии и лишь год спустя добралась до Мадагаскара. Первый груз товаров из Индии пришел только в 1669 г. До этого мизерные дивиденды приходилось выплачивать из основного капитала. В следующем году началась война с голландцами, которые частично уничтожили, а частично захватили военно-морскую эскадру, отправленную в 1670 г. для поддержки колонии. После бунта, инспирированного на Мадагаскаре, остров пришлось в 1674 г. оставить.

Некоторые успехи после 1680 г. не смогли перекрыть прежних убытков. К 1684 г. чистые активы компании упали до 1 млн ливров. За 20 лет было отправлено 14 рейсов с товарами общей стоимостью 3 398 222 ливра. Во Францию вернулось 8. На закупку их груза на Востоке было истрачено 1 878 914 ливров, а продан он был во Франции за 4 376 595 ливров.

После реорганизации компания продолжила деятельность, в которой подъемы чередовались со спадами. В ней сложился свой штат купцов и шкиперов, накоплены знания для ведения восточной торговли. В Индии компания создала свои форпосты в Сурате и Пондишери. Период ее процветания пришелся на 1730–1750 гг., когда под руководством Дюплесси компания успешно конкурировала с англичанами в Индии.

Основы для этих будущих успехов компания создала при Ж.-Б. Кольбере. Потерпев неудачу на о. Мадагаскар, компания захватила о. Маврикий, а также о. Реюньон, который и в XXI в. продолжает оставаться заморским владением Французской республики.

В один год с Ост-Индской (1664 г.) появилась и Французская Вест-Индская компания (Compagnie francaise pour le commerce des Indes occidentales). Ее создали путем реорганизации "Компании

Новой Франции" (основана в 1627 г. при Ришельё для освоения Канады) и ряда других компаний с передачей их торговых монополий. Среди них была и работорговля, которую с 1658 г. вела "Компания Зеленого мыса и Сенегала". Передавая повой компании на 40 лет все французские владения на Атлантике, включая Канаду, Вест-Индию и Гвиану, Ж.-Б. Кольбер потребовал от нее содействовать заселению Канады, используя доходы от сахарных плантаций в Гваделупе.

Слияние прежних компаний позволило сконцентрировать значительный капитал (6 млн ливров) и флот. Уже через полгода 45 судов вышли из порта Гавр, где базировалась флотилия компании, в места дислокации ее поселений и факторий.

В 1666 г. компания открыла две фактории в Дагомее для закупки тропических продуктов. Однако базовая, "сахарная" составляющая всего проекта, которая должна была поддерживать колонизацию Канады, не принесла ожидаемого результата.

Стремясь максимизировать прибыль, управляющие плантациями допустили два просчета. С одной стороны, они завысили цену на сахар, из-за чего он стал неконкурентоспособен по сравнению с английским, вырабатываемом на о-вах Барбадос и Ямайка. С другой – экономя на закупке новых рабов, они тормозили расширение плантаций, в то время как на о. Ямайка масштабный ввоз рабов позволил резко нарастить объемы вывоза сахара.

Несмотря на известные успехи в колонизации Канады, с этой своей главной задачей компания не справилась, и ее монополии с 1672 г. стали распродаваться другим частным компаниям. Отчасти эти распродажи были вызваны потребностью покрыть военные расходы. По их окончании в 1674 г. король аннулировал лицензию.

Работорговля в 1673 г. перешла Сенегальской компании, которая со своими преемниками (с 1681 г. – Компания Сенегала и Африканских побережий, с 1685 г. – Гвинейская компания) продолжила усиливать присутствие Франции на западном побережье Африки.

Тем не менее французам удалось вытеснить голландцев из торговли в Вест-Индии. К 1683 г. французские суда делали ежегодно более 200 рейсов в Карибское море.

Северная компания была учреждена в 1669 г. при активном участии протестантских купцов Ла-Рошели. Компании давалась монополия на торговлю с Балтийскими странами, через которую французский флот получал смолу, деготь, корабельный лес и другие стратегически важные товары. Компания имела, таким образом, стабильный государственный заказ. Помимо этого правительство поддерживало ее с помощью субсидий.

В годы франко-голландской войны компания пришла в упадок. Однако вплоть до 1684 г. Ж.-Б. Кольбер ее не ликвидировал, полагая, что она еще пригодится для ликвидации гегемонии голландцев в морских перевозках между Францией и Прибалтикой. Компания не достигла всех поставленных целей, но все же заложила основы для расширения французской торговли с Севером, которая к концу века достигла значительных масштабов.

Левантийская компания (Compagnie du Levant) при своем создании (1670 г.) не получила никакой монополии. Перед ней был поставлен ряд специфических задач. Как центр управления французскими консульствами на Ближнем Востоке, компания должна была содействовать предоставлению французской торговле в Средиземноморье режима наибольшего благоприятствования и обеспечить безопасность французским купцам в Леванте. На ее содействие также рассчитывали в борьбе с берберскими пиратами.

В свою макроэкономическую программу развития французской промышленности Ж.-Б. Кольбер вписал эту компанию по следующей схеме. Предоставив в 1669 г. Марселю, на который базировалась компания, статус свободного порта, Ж.-Б. Кольбер рассчитывал привязать к нему поставки шерстяных тканей с двух мануфактур Лангедока, учрежденных в 1677 г. в районе Клермона. В перспективе они должны были освоить рынки Оттоманской империи и Ближний Восток, потеснив там англичан и голландцев.

Но результаты были скромными: Смирна, Константинополь и Александрия ежегодно закупали лишь около 1000 отрезов. Франко-голландская война окончательно подорвала деятельность компании. Само же суконное производство в Лангедоке, наоборот, продолжало развиваться и процветать благодаря широкому спросу на внутреннем рынке.

В 1678 г. Левантийская компания была реорганизована в попытке сохранить ее хотя бы как опорный пункт дипломатического ведомства. Окончательно ликвидировали ее после смерти Ж.-Б. Кольбера, учредив вслед за этим в 1685 г. Средиземноморскую компанию, на которую и легла задача продвижения экспорта французской продукции в Леванте.

В 1668 г. Ж.-Б. Кольбер создал Страховую палату (Chambre des Assurances), положившую начато морскому страхованию во Франции. После войны с Голландией это учреждение также оказалось на грани банкротства.

Ж.-Б. Кольбер мечтал о создании торговых компаний, которые повсеместно усилят французскую торговлю, сломают торговые монополии голландцев и англичан и построят Новую Францию в Новом Свете. Эти его идеи отнюдь не опережали время. Напротив, в вопросах строительства флота и колонизации Ж.-Б. Кольберу приходилось "догонять" англичан и голландцев, которые к моменту появления Франции в той или иной точке уже имели там свои опорные пункты.

Первые морские победы, которые Франция стала одерживать в XVII в., показали, что линия Ж.-Б. Кольбера верна, что потенциал не исчерпан и что идеи превращения Франции в крупнейшую морскую державу отнюдь не эфемерны.

То, что этого не произошло, кажется, противоречит геополитическим предпосылкам. Ведь Франция, как и Испания, одновременно выходила и в Средиземное море, и в Атлантику. При этом по ресурсам строевого леса, а также внутренней водной сети, выходящей к потенциальным портам, Франция далеко опережала родину "Великой Армады".

Препятствия, на которые постоянно натыкался Ж.-Б. Кольбер в этой области, свидетельствовали о непонимании перспективности самостоятельного выхода в море. Этот недостаток "французского экономического менталитета" его эпохи имел конкретные исторические причины: ведь институциональный центр Франции был континснтально замкнут. Вплоть до Ж.-Б. Кольбера все земли, выходящие на моря: Прованс, Бретань, Нормандия – воспринимались, в силу пережитков феодальной раздробленности, как чужие территории и в реальной жизни были отгорожены от центра таможенными границами.

Тем не менее даже те немногие колониальные начинания, которые пережили Ж.-Б. Кольбера, сыграли свою роль в последующем росте французской колониальной империи и внесли свой вклад в промышленный подъем Франции XVIII в.