Лекция 2. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• сущность понятий "потребности", "блага", "ресурсы";

• признаки отличий экономических благ и экономических ресурсов;

• закон возвышения потребностей;

• факторы производства;

• сущность понятия альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей;

• объективность проблемы ограниченных ресурсов и необходимость альтернативного выбора;

• фундаментальные положения кривой производственных возможностей, ее свойства;

уметь

• различать материальные, духовные и социальные потребности;

• определять экономические блага и ресурсы;

• различать товары и услуги;

• строить и анализировать модель кривой производственных возможностей;

• использовать кривую производственных возможностей в качестве аналитического инструмента;

владеть

• навыками построения кривой производственных возможностей;

• навыками использования модели производственных возможностей для анализа экономических явлений;

• инструментами определения альтернативных издержек;

• навыками принятия альтернативного выбора в условиях ограниченных ресурсов.

Потребности и их классификация

Базовыми понятиями экономической теории являются "потребности", "блага" и "ресурсы".

Потребности являются исходным пунктом любой экономической деятельности, а их удовлетворение – ее конечным результатом. Они представляют собой объективно существующие запросы людей или экономических субъектов, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития.

Сам термин "потребность" встречается еще в IV в. до н.э. в трудах Аристотеля, однако предметом более серьезного изучения в экономической науке потребности становятся в начале XX в. В терминологии К. Менгера, австрийского ученого-экономиста, под потребностью подразумевается надобность.

Основное свойство изменения потребностей находит отражение в законе возвышения потребностей[1]. Экономический смысл данного закона заключается в том, что с развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей как по структуре и качеству, так и в количественном отношении. В то же время в каждом конкретном случае потребности могут иметь физиологический предел. Например, потребность в продуктах питания для отдельного субъекта имеет количественные пределы и может быть ограничена аппетитом едока или вкусовыми пристрастиями. В целом же потребности в продуктах питания безграничны, учитывая не только количество, но и качество и изменение структуры потребления.

Исходя из того что каждый человек в мире по своей природе уникален: со своими вкусами и предпочтениями, с разными возможностями, уровнем образования и воспитания и т.д., потребности по своей природе очень многообразны. Поэтому сложно составить единую классификацию потребностей человека. Рассмотрим основные подходы в экономической литературе по данному вопросу.

Так, в классической экономической науке обычно выделяют три группы потребностей:

• материальные;

• духовные;

• социальные.

Материальные потребности – это потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности человека: потребности в пище, воде, одежде, жилье, предметах быта. Они могут удовлетворяться как материальными предметами первой необходимости, так и услугами, в частности, например, медицинскими.

Духовные потребности связаны с развитием личности человека путем получения образования, информации и знаний, приобщения к искусству. Именно духовные потребности лежат в основе приобщения человека к тому или иному вероисповеданию. Реализованные духовные потребности отражаются на общем уровне культуры человека, его воспитанности и порядочности.

Социальные потребности реализуются через участие людей в коллективной и общественной деятельности: партии, общественные организации и благотворительные фонды, социальные сети (например, "Odnoklassniki.ru", "ВКонтакте", "Facebook" и др.) и блоги в Интернете. Популярность социальных сетей во всем мире свидетельствует о высоком уровне нереализованных социальных потребностей и возрастании их роли в общей структуре потребностей в современных условиях.

Неоклассическая экономическая наука, представленная в первую очередь известным английским экономистом Альфредом Маршаллом, делит потребности но парному признаку:

первичные (например, потребность в пище и воде) и вторичные (например, развлечения и досуг);

абсолютные, или безусловные (например, потребность в одежде), и относительные, обусловленные абсолютными потребностями (оборудованием для пошива одежды);

высшие (например, потребность в духовном развитии) и низшие (физиологические);

• неотложные и те, которые можно отложить;

• положительные (например, здоровый образ жизни) и отрицательные (например, потребности в алкоголе или наркотиках, переходящие в зависимость человека от данного вида потребностей);

обычные и чрезвычайные, обусловленные, например, природными катаклизмами (потребность в современном пожарном оборудовании при участившихся в последние годы случаях лесных пожаров в России) или экологическими проблемами (например, потребности в чистом воздухе и питьевой воде);

общие (пища, одежда, жилье) и особенные, которые появляются в обществе или отдельном регионе под влиянием национальных традиций и обычаев (например, потребности в особого рода национальной пище, напитках, одежде);

индивидуальные (индивидуальные тренировки или индивидуальные занятия музыкой) и коллективные (групповые занятия в фитнесс-клубах или командные спортивные соревнования) и др.

В теории маркетинга весьма популярна классификация потребностей, разработанная американским ученым Абрахамом Маслоу (1908–1970), которую принято именовать теорией иерархии нужд (потребностей). В практической деятельности данную теорию часто называют пирамидой потребностей А. Маслоу. Согласно данной классификации все потребности людей можно выделить в пять основных групп. При этом в основании пирамиды находятся потребности более низкого уровня. По мнению А. Маслоу, по мере удовлетворения потребностей более низкого уровня (материальных) возникают потребности более высокого порядка (духовные) и происходит восхождение по пирамиде вверх.

1. Физиологические потребности (например, нища, вода, воздух), которые необходимы для поддержания физиологических процессов.

2. Потребности в безопасности (например, потребности стабильного материального положения, защита от страха, боли, хамства, обмана).

3. Потребности социальные (в человеческих взаимоотношениях, дружбе, семье, любви).

4. Потребности в самоутверждении или приобретении определенного социального статуса (потребность в карьерном росте, авторитете и успехах среди коллег, совершенствовании профессиональных компетенций).

5. Потребности в самоактуализации или самовыражении личности, в наиболее полной реализации своих способностей, знаний и умений.

Существуют и другие классификации человеческих потребностей. Однако следует отметить, что любая из предложенных классификаций достаточно условна, гак как все потребности взаимосвязаны между собой. Например, структура материальных потребностей часто зависит не только от физиологических потребностей человека, но и от общего уровня экономического развития общества, от духовных и социальных ориентиров. А многие духовные и социальные потребности находятся в прямой зависимости от уровня насыщения материальных потребностей.

Следует учитывать также исторический характер всех видов потребностей, т.е. какая социальная структура в обществе преобладает, какие традиции и привычки сформировались в данных исторических условиях. Потребности динамичны: они постоянно изменяются в зависимости от общественного прогресса, развития информационной среды, совершенствования самого человека.

Все существующие потребности, несмотря на их многообразие по количественному и качественному составу, удовлетворяются путем использования благ и ресурсов.