Базельское соглашение: от Базеля-1 к Базелю-3

Внутреннее американское законодательство, регламентирующее деятельность международных банков на территории США, разумеется, не могло выступать в качестве универсального регулятора их деятельности, хотя и имело большой авторитет в международном банковском сообществе. В еще большей мере ограниченным является и законодательство других стран, в том числе и общее законодательство ЕС. Особенно актуальной всегда была проблема регулирования достаточности капитала, связанная с чрезмерными рисками в операциях международных банков, выявившихся в ходе глобального кризиса. В этой связи американский экономист Дж. С. Бейкер справедливо отмечал следующее: "Так как зарубежные отделения не имеют капитала, их кредитные ограничения относятся к капиталу их головного банка; это также позволяет отделениям проводить операции по кредитам, уровень риска по которым достаточно высок. Более высокий уровень риска по операциям, разрешенный зарубежным отделениям (но не разрешенный головным банкам), — это одна из причин, указывающая на необходимость принятия определенных требований по регулированию достаточности капитала по операциям зарубежных отделений". Профессор Дж. С. Бейкер, таким образом, предположил надвигающуюся опасность за несколько лет до того, как к этому же выводу пришли и центральные банки ведущих стран мира.

Подготовка Базеля-1

В 1986 г. органы контроля над банковской деятельностью США начали совместную работу с Банком Англии для разработки общей системы международного регулирования банковской деятельности. Однако между финансовыми властями двух стран возникло противоречие по вопросу о том, что такое капитал банка и что составляет капитал международного банка — с тем, чтобы классифицировать его соответственно. В конечном итоге было достигнуто согласие относительно определения капитала банка и его элементного состава. Оно и предшествовало подходу, использованному в первом варианте Базельского соглашения о международных банках 1988 г. Это соглашение, как отмечено выше, явилось результатом совместной работы финансовых властей США, Великобритании и Банка Международных расчетов (БМР) и его автономного учреждения — Базельского комитета банковского надзора (БКБН), возглавлявшегося тогда Куком (поэтому кратко называвшегося Комитетом Кука).

В январе 1987 г. ФРС США и Банк Англии заявили, что достигнуто согласие относительно общих требований к минимальным стандартам капитала, связанных с уровнем банковских рисков, включая забалансовую деятельность банков (как способ страхования возможных рисков). На этом этапе к работе присоединились Банк Японии, а также финансовые власти 17 стран — членов ОЭСР. После внесения некоторых дополнений и изменений в проект документа данное Соглашение окончательно было принято БКБН (июль, 1988 г.) и вошло в историю как Базельское соглашение-1. Данное соглашение предусматривало регулирование международных (транснациональных) банков, однако оно фактически сразу стало применяться полностью к коммерческим банкам во многих странах, и ранее всего в США.

Полностью это Базельское соглашение вступило в силу в конце 1992 г., но временные правила применялись, как мы отметили, с 1990 г. Система определения структуры капитала на основе уровня его отдельных частей, содержащаяся в соглашении Базель-1, включает следующие основные положения:

1) определение капитала, позволяющего определить конкретные показатели для его оценки;

2) создание системы расчетов активов банка с учетом риска на базе четырех основных категорий риска;

3) схема минимизации коэффициента капитала, взвешенного с учетом риска.

Капитал банка разделяется на два порядка. Капитал первого порядка включает выпущенные и полностью распроданные обыкновенные акции, нераспределенную прибьиь, открытые резервы (первоначальное местонахождение нераспределенной прибыли), бессрочные некумулятивные привилегированные акции за вычетом гудвилла[1].

Капитал второго порядка, или дополнительный капитал банка, включает: а) привилегированные акции с ограниченным сроком; б) кумулятивные, скрытые резервы — 45% резервов по переоценке; в) общие резервы для покрытия потерь от кредитов (не связанные со специальными активами); г) смешанные инструменты заемного капитала; д) субординированный долг.

Банковские организации были обязаны иметь капитал первого порядка в объеме, равном, по крайней мере, 4% активов, взвешенных с учетом риска к 1992 г., и общий капитал (сумма капиталов первого и второго порядков), равный хотя бы 8% активов с учетом риска.

В структуре учета риска, принятой Базельским комитетом, содержится четыре категории весов:

• первая категория (0%) — ценные бумаги центральных правительств стран и наличные деньги;

• вторая категория (20%) — краткосрочные банковские обязательства и в основном облигационные ценные бумаги муниципальных властей;

• третья категория (50%) — жилищные кредиты;

• четвертая категория (100%) — рискованные активы (коммерческие ссуды, требования к иностранным правительствам и некоторые другие активы).

Риски, связанные с краткосрочной задолженностью международных банков, играли значительную роль в периоды кризисов внешней задолженности 1990-х гг. Поэтому считалось, что одним из путей ужесточения контроля за рисками банков, связанными с международными межбанковскими операциями, было бы повышение весового коэффициента риска в отношении таких кредитов при установлении норм собственного капитала банков. Соответственно, принятые меры, как представлялось, должны были привести к улучшению внутреннего учета банками рисков, связанных с этой категорией международных кредитов. Однако они оказались совершенно недостаточными и не сумели предотвратить рискованные операции банков, что обнаружилось еще в период Азиатского кризиса. В частности, Базель-1 не повлиял на рост критической задолженности банков вследствие рискованных операций. Более гибкий подход, как полагали аналитики, мог бы основываться на применении существующих процедур оценки внешних позиций банков конкретных стран в рамках систем банковского надзора. Эти процедуры часто предусматривают наделение надзорных органов полномочиями по определению уровней резервов, соответствующих уровню рисков по внешним банковским кредитам, и вполне могли бы использоваться для установления более жестких режимов применительно к межбанковским кредитам, предоставляемым странам с более высоким коэффициентом риска. Как уже отмечалось, предложения по усилению контроля за притоком капитала, которые начали выдвигаться после Азиатского кризиса, а также после мирового кризиса 2001—2002 гг., касались не только банковских кредитов, но и других форм движения капитала. Некоторые из такого рода рекомендаций были введены Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН), в результате Базель-1 трансформировался в Базель-2 (2004 г.).