Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН)

Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) — это единственная универсальная организация (действующая в рамках БМР), имеющая полномочия, во-первых, определить статус международного банка, во-вторых, осуществить банковский надзор за деятельностью коммерческих банков во всем мире. Он обеспечивает постоянный обмен информацией о национальных механизмах контроля, повышения эффективности методов контроля международных банков, а также установления минимальных стандартов контроля над ними. Эти две функции ставят БКБН (и в целом БМР) в особое положение в системе международных финансовых институтов, обладателей наднационального статуса.

Комитет обычно собирается четыре раза в год, состоит из высокопоставленных представителей органов банковского надзора и центральных банков, ответственных за банковский контроль или вопросы финансовой стабильности в странах — членах комитета[1]. Группа управляющих и глав по надзору (GHOS) — это лица из состава руководящих органов Базельского комитета, которые также являются руководителями центральных банков и глав надзора (не центральных банков) стран — членов БМР. Президент Банка Нидерландов Нут Веллинк является председателем БКБН. 16 декабря 2010 г. Базельский комитет опубликовал свод международных стандартов для решения как специфических рисков банков, так и более широких системных угроз, чтобы содействовать устойчивому развитию банковского сектора. В течение 2010—2012 гг. БКБН выпустил ряд стандартов и предложений по улучшению управления рисками и контроля во взаимодействии со стандартами Базель-3.

Капитал международного банка

Важным элементом Базеля-3 является четкое определение нормативной базы капитала банка. Капитал банка складывается из разных элементов, и не все они высокого качества. В частности, капитал более высокого качества означает большую способность покрытия расходов, что позволит банкам лучше выдержать периоды стресса. Одним из ключевых аспектов нового определения капитала международного банка является больший акцент на обыкновенные акции, т.е. на самый высококачественный компонент капитала банка. Кредитные убытки и списания поступают непосредственно из нераспределенной прибыли, которая является частью обыкновенных акций банка. Система Базель-3 определяет понятие "обыкновенные акции" более узко, чем ранее действовавшее правило, размывающее это понятие. Новые правила требуют нормативных изменений в базе капитала в отношении обыкновенных акций, в результате все категории капитала банка должны полностью покрыть убытки в тот момент, когда банк (компания) станет нежизнеспособной.

Суть реформы Базель-3 состоит в том, что увеличивается минимальное требование к величине акций более высокого качества, т.е. есть обыкновенных акций, доля которых должна увеличиться с 2 до 4,5% акций от взвешенных по риску активов. Кроме того, Базель-3 вводит макропруденциальное перекрытие, требующее дополнительных резервных запасов капитала[2]. Следует отметить, что новое определение капитала представляет собой значительное улучшение в системе международных финансов, конкретизируя базовую категорию. Таким образом, речь идет о том, что банковская система будет усовершенствована за счет лучшего покрытия рисков. Далее, система Базель-3 вводит меры по усилению требований к капиталу для кредитных рисков контрагентов, связанных с банковскими производными инструментами, РЕПО и финансовой деятельностью по ценным бумагам. Считается, что данная реформа позволит увеличить капитал, необходимый для покрытия возникающих рисков, снизить уровень цикличности и предоставить дополнительные стимулы для перемещения торговли внебиржевыми производными финансовыми инструментами для основных контрагентов. В результате ожидается уменьшение масштабов системных рисков во всей международной финансовой системе. Реформа также предоставляют стимулы для укрепления процессом управления риском контрагента и в целом кредитный риск в банковской деятельности.