Возникновение и особенности

К 70-м годам XX в. накопилось много технических и эстетических факторов, обеспечивших рождение ноу-хау: бурно развиваются компьютерная техника и новые наукоемкие прогрессивные технологии, в общественном сознании, научном и художественном мышлении обретают господствующее положение идеи повсеместного, в том числе и в искусстве, внедрения передовой техники. На этой материальной и идейной основе возникает хай-тек.

Архитектура хай-тека - органическое единение художественности и инженерно-технического начал, единение творчества художника, инженера и эстетика. Технические задачи всегда входили и входят в архитектуру, и зодчие стали тянуться к эстетическому освоению мира новейшей высокой техники.

Архитектура хай-тека имеет три составляющие: (1) философские представления о роли высшей и тончайшей передовой техники в жизни современного общества и в развитии художественной культуры; (2) эксперименты в области компьютерного искусства и в области других форм внедрения высших технологий в художественную культуру, преодолеть стены между искусством и технологическими ноу-хау; (3) освоение архитектурой как видом искусства и другими искусствами новой техники.

Архитектура

В архитектуре благодаря хай-теку осуществляется детская игра в кубики - возникают "дома из набора" - из готовых металлических элементов, предназначенных для промышленного строительства, собираются высокотехнологичные и эстетически выразительные здания. Обычно это "гибкие" сооружения, которые могут оперативно отвечать на изменения запросов потребителя и обеспечивать высокий стандарт комфорта. Концептуальная разработка новой хай-тековской архитектуры осуществляется в творческих исканиях теоретика архитектуры Р. Бэнема, архитекторов С. Прайса, П. и Э. Смитсонов, П. Кука, Б. Фуллера. Новейшие разработки по применению заимствованных из передовых областей техники ("сторонних технологий") и совершенствованию существующих появились в творчестве архитектурно-строительного объединения "Ове Арупа", группы "Аркигрэм" и группы "Тим-4", Э. Сааринена, Ф. Отто, Р. Пиано, Т. Фарелла, японских архитекторов-метаболистов и группы "Кризалис".

Основой формообразования и конструктивной системы здания становятся эстетические и новейшие технические идеи. Архитектура хай-тека еще на стадии проектирования всякий раз предлагает такую конструктивную систему, которая решает и функциональные, и технические задачи, и в которой инженерно-технические решения создают предпосылки для влияния на ценностные ориентации реципиентов и образного воплощения эстетических идей.

Технические новации, которые архитектура вобрала в себя, не помешали ей сохранить приоритет художественности, не превратиться в технически оснащенное простое насилие и остаться искусством. Научно-технический прогресс оказался стимулом новых эстетических форм.

Архитектура хай-тека обобщает творческий опыт, накопленный и осмысленный художниками и обобщенный теоретиками в течение XX в. Хай-тек - начало разработки архитектуры завтрашнего дня.

Скульптура

Даже в таком далеком от технического прогресса виде искусства, как скульптура, уже в 20-е годы возникли эксперименты по использованию в изваяниях возможностей машинной техники (М. Дюшан, Ж. Тингели, Э. Каро). В конце XX в., в годы развития хай-тека, технические идеи стали проникать в разные художественные направления (особенно в поп-арт и отчасти в концептуализм). В поп-арте возникло течение кинетического искусства, осуществляются некоторые идеи хай-тека.

Видео. Дизайн

В конце XX в. - начале XXI в. в разных видах искусства появились эксперименты по освоению в искусстве новейших технических средств - компьютеров, видеотехники, голографии, концептуально-дизайнерского творчества.

Предварительные итоги

Хай-тек показал, что развитие современного искусства должно опираться на освоение новой техники и новых технологий и ориентироваться на традиционные и высокие современные эстетические ценности и на сочетание технических и художественных начал.

Японское искусство периода постмодернизма

После поражения во Второй мировой войне (1939-1945) и крушения милитаристского режима в Японии интенсивно развивались архитектура, графика и декоративные искусства.

Архитектура

В архитектуре на новой основе возродился интерес к традициям национального зодчества. Легкие каркасные конструкции, архитектурные формы, активно взаимодействующие с окружающим пространством, совмещаются с использованием новейших материалов и строительных приемов (архитекторы Кунио Маёкава, Кэндзо Тангэ и др.). С конца 1950-х годов усиливаются поиски синтеза архитектурных, скульптурных и живописных форм, интенсивнее используются пластические и декоративные возможности бетона, дерева, шире применяются мозаика и росписи. Однако несмотря на высокий технический и эстетический уровень современного строительства в японской современной архитектуре отсутствует единая градостроительная программа; нехватка земли, особые сейсмические условия, массовая застройка одноэтажными частными домами затрудняют реконструкцию городов.

Живопись

Для современной живописи характерно обилие разнородных направлений и школ. В ней противоречиво сочетаются демократические тенденции, тяга к архаизации (Сери Аран) и следование авангардистским западноевропейским и американским течениям (Ивами Фурудзава, Сэйдзи Того, Таро Окамато и др.). Ряд мастеров (Сэйсон Маэда, Хигасияма Кайи и др.) умело совмещают традиционную декоративность, поэтическую сказочность с современным мироощущением. Гражданственность, пафос, высокое реалистическое мастерство свойственны монументальным панно Тосико Акамацу и Ири Маруки, а также работам Мита Гэндзиро и Макото Сакураи.

Скульптура и графика

Скульптура - вид современного японского искусства, наименее связанный с традицией. Большинство современных скульпторов, получивших образование в Европе, следует различным зарубежным течениям (Сигэру Узки, Томонори Тойофуку и др.). К произведениям, отражающим подъем послевоенного демократического движения, принадлежат работы Сэйбо Китамура, Кадзуо Кикути и др.

Графика, наиболее демократический и массовый вид современного японского искусства, от полного разрыва с традицией (1920-е) пришла к органическому соединению национальной специфики с современным видением мира. В отличие от прошлых эпох в японской графике XX в. работу художника, резчика и печатника выполняет один мастер. Произведения Тадасигэ Оно, Макото Уэно, Дзюньитиро Сэкино, Такидайра Дзиро, Хирохару Нии объединены интересом к судьбам простого человека, природе Я. Работающие в разных манерах Сэмпан Маэкава, Харацка Уньити, Онти Косиро, Сико Мунаката стремятся органически сочетать в своих произведениях европейские и национальные традиции.